Межпредметные связи на примере биологии, математики, спорта


Завьялова Светлана Александровна, учитель биологии, географии

МБОУ «Школа № 16» г.о. Самара

Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главных задач учителя.

Учителями давно замечено, что дети, отдающие себя полностью спорту, имея серьезную нагрузку во время тренировок, имеют невысокую успеваемость; и наоборот, дети, которые много просиживают за учебниками, не имеют времени на занятия спортом.

Как примерить тех и других? Как вообще заинтересовать детей в том, чтобы они успешно усваивали знания по ряду предметов?

Общаясь с коллегами, поняла, что у моих учеников «западает» счет на уроках математики; дети не все знают правила популярных игр спорта; обладают недостаточными знаниями курса школьной биологии, некоторые неохотно занимаются физкультурой, поэтому решила попытаться исправить данную ситуацию и связать предмет естественнонаучного цикла – биологию с математикой и спортом.

Используя приемы межпредметных связей, пробуем формировать у учащихся способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности, развиваться физически и интеллектуально. В этом состоит новизна работы.

Практическая значимость: приведенные в данной работе задания (составлен сборник) способствуют закреплению теоритического материала, совершенствуют способность математического счета, знакомят с дополнительной интересной информацией из мира спорта.

Мною составлены задачки для ребят пятого-шестого класса, которые можно использовать на дополнительных занятиях естественнонаучного цикла, на уроках математики (коллеги эти задачи дают решать детям на уроках как дополнительные).

Задачи несут информационную нагрузку, так как знакомят с показателями нормативов или рекордами по отдельным видам спорта. К математическим задачам добавлены вопросы из курса школьной биологии.

1. С помощью шагомера Петя определил, что за 1 минуту он сделал 240 шагов. Определите скорость движения – шаги/минуту? Известно, что длина шага 70 см. Определите скорость движения – м/с? Определите пройденное расстояние.

Вопрос из биологии: Как ходьба влияет на сердечно-сосудистую систему?

2. Группа школьников в течение летних каникул находилась в спортивном лагере. До и после сезона измерена жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Значительно ли изменен этот показатель под влиянием интенсивных физических нагрузок?

Значения показателя ЖЕЛ до эксперимента3400360030003500290031003200340032003400
Значения ЖЕЛ после эксперимента3800370033003600310032003200330035003600

Вопрос из биологии: Как называется прибор для измерения ЖЕЛ? На какие системы органов влияет показатель ЖЕЛ?

3. Какой стиль плавания самый быстрый? Для расчетов используйте нормативы для дистанции в 200м бассейна длиной 50 метров.

Стиль плаванияВольный стильБаттерфляйНа спинеБрасс
3 разряд (минут)2,583,223,203,43
1 разряд (минут)2,242,382,382,57
КМС (минут)2,152,282,292,47

Определите скорость каждого стиля плавания разрядников. Определите % соотношение самого быстрого и медленного стилей плавания.

Вопрос из биологии: На какие системы органов в первую очередь влияет плавание?

4. Доказано, что даже просто держась на поверхности воды, вы можете израсходовать 200–300 ккал за 1 час. Благодаря плаванию почти в 20 раз увеличивается в крови детей гормон роста соматотропин. Среди пловцов в 2 раза меньше гипертоников, чем среди представителей других видов спорта. У людей, регулярно занимающихся плаванием, частота сердечных сокращений в покое снижается с 60 до 55 (50) уд./мин. Для сравнения: у тех, кто не любит водные виды спорта, этот показатель составляет 65–57 уд./мин. Определите % соотношения показателей ЧСС у людей, занимающихся плаванием, и у людей, кто не любит водные виды спорта.

Вопрос из биологии: какая железа вырабатывает гормон соматропин? Когда? На что этот гормон влияет?

5. Постройте графики спортивных показателей отжиманий от пола по возрастам. Сделайте вывод о соотношении показателей: с возрастом?; между мальчиками и девочками? Результаты испытания представлены в таблице:

КлассОтжимание в упоре лежа мальчикиОтжимание в упоре лежа девочки
1138
2159
31710
41911
52112
62313
72514
82814
93215
103715
114016

Вопрос из биологии: назовите мышцы пояса верхних конечностей, свободной конечности, наиболее задействованные в отжимании от пола.

6. Найдите площадь и периметр теннисного корта: для игры в одиночном разряде 8,23м х 23,77м; для игры в паре 10,97м х 23,77м; с дорожками для забега 36м х 18,3м.

Вопрос из биологии: Какую первую помощь необходимо оказать при вывихе, при растяжении?

7. Определите объем бассейна, при размерах: длина – 5090см, ширина – 2050см, глубина – 230см; для международных соревнований: 20м х 30м, глубина 1,8м.

Вопрос из биологии: Какие меры гигиены необходимо соблюдать в бассейне?

8. Скорость на беговых лыжах новичка – 10км/ч, опытного любителя – 15км/ч, чемпиона – 22км/ч; длина трассы 800м. Определите время прохождения дистанции. Спортсмен Даио Колоньи поставил рекорд по скорости, развив ее до 30км/ч. Определите его время прохождения дистанции.

Вопрос из биологии: Какие меры безопасности следует соблюдать при занятиях на лыжах во время и после урока?

9. Из двух пунктов, расстояние между которыми 24 км, одновременно вышел спортсмен и выехал велосипедист. Скорость спортсмена 6 км/ч, велосипедиста – 18 км/ч. Через сколько часов велосипедист догонит спортсмена? На каком расстоянии от пункта В велосипедист догонит спортсмена? На сколько километров путь велосипедиста больше пути спортсмена?

Задача из биологии: Зачем спортсмены-велосипедисты в своей экипировке обязательно имеют очки?

10. Группа бегунов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит четвертым, если считать с начала, и четвертым, если считать с конца. Сколько бегунов в группе?

Вопрос из биологии: Почему бегунам на длинные дистанции обязательно на пунктах трассы дают воду?

В статье приведены примеры лишь нескольких задач, которые можно использовать учителям на уроках математики, биологии. Ребята, из условий задач знакомятся с разными видами спорта, возможно, каким-либо спортом заинтересуются и начнут посещать секции.

А еще, ребята приходят к выводу, что не бывает «важных» и «неважных» предметов в школьной программе. Математика — очень важный предмет в нашей жизни и в спорте. Если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте. Занятия спортом, в свою очередь, хорошо влияют на умственную деятельность, укрепляют волю, развивают логику, целеустремленность, помогают легче преодолевать трудности. Биология позволяет понять свое тело, способствует сохранению здоровья, способствует формированию правильных привычек.

Ребята уверены: гармония должна быть во всем, и в голове, и в теле.

Воспитание здоровой гармоничной личности – главное дело учителя!