Межпредметные связи на примере биологии, математики, спорта
Завьялова Светлана Александровна, учитель биологии, географии
МБОУ «Школа № 16» г.о. Самара
Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главных задач учителя.
Учителями давно замечено, что дети, отдающие себя полностью спорту, имея серьезную нагрузку во время тренировок, имеют невысокую успеваемость; и наоборот, дети, которые много просиживают за учебниками, не имеют времени на занятия спортом.
Как примерить тех и других? Как вообще заинтересовать детей в том, чтобы они успешно усваивали знания по ряду предметов?
Общаясь с коллегами, поняла, что у моих учеников «западает» счет на уроках математики; дети не все знают правила популярных игр спорта; обладают недостаточными знаниями курса школьной биологии, некоторые неохотно занимаются физкультурой, поэтому решила попытаться исправить данную ситуацию и связать предмет естественнонаучного цикла – биологию с математикой и спортом.
Используя приемы межпредметных связей, пробуем формировать у учащихся способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности, развиваться физически и интеллектуально. В этом состоит новизна работы.
Практическая значимость: приведенные в данной работе задания (составлен сборник) способствуют закреплению теоритического материала, совершенствуют способность математического счета, знакомят с дополнительной интересной информацией из мира спорта.
Мною составлены задачки для ребят пятого-шестого класса, которые можно использовать на дополнительных занятиях естественнонаучного цикла, на уроках математики (коллеги эти задачи дают решать детям на уроках как дополнительные).
Задачи несут информационную нагрузку, так как знакомят с показателями нормативов или рекордами по отдельным видам спорта. К математическим задачам добавлены вопросы из курса школьной биологии.
1. С помощью шагомера Петя определил, что за 1 минуту он сделал 240 шагов. Определите скорость движения – шаги/минуту? Известно, что длина шага 70 см. Определите скорость движения – м/с? Определите пройденное расстояние.
Вопрос из биологии: Как ходьба влияет на сердечно-сосудистую систему?
2. Группа школьников в течение летних каникул находилась в спортивном лагере. До и после сезона измерена жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Значительно ли изменен этот показатель под влиянием интенсивных физических нагрузок?
Значения показателя ЖЕЛ до эксперимента | 3400 | 3600 | 3000 | 3500 | 2900 | 3100 | 3200 | 3400 | 3200 | 3400 |
Значения ЖЕЛ после эксперимента | 3800 | 3700 | 3300 | 3600 | 3100 | 3200 | 3200 | 3300 | 3500 | 3600 |
Вопрос из биологии: Как называется прибор для измерения ЖЕЛ? На какие системы органов влияет показатель ЖЕЛ?
3. Какой стиль плавания самый быстрый? Для расчетов используйте нормативы для дистанции в 200м бассейна длиной 50 метров.
Стиль плавания | Вольный стиль | Баттерфляй | На спине | Брасс |
3 разряд (минут) | 2,58 | 3,22 | 3,20 | 3,43 |
1 разряд (минут) | 2,24 | 2,38 | 2,38 | 2,57 |
КМС (минут) | 2,15 | 2,28 | 2,29 | 2,47 |
Определите скорость каждого стиля плавания разрядников. Определите % соотношение самого быстрого и медленного стилей плавания.
Вопрос из биологии: На какие системы органов в первую очередь влияет плавание?
4. Доказано, что даже просто держась на поверхности воды, вы можете израсходовать 200–300 ккал за 1 час. Благодаря плаванию почти в 20 раз увеличивается в крови детей гормон роста соматотропин. Среди пловцов в 2 раза меньше гипертоников, чем среди представителей других видов спорта. У людей, регулярно занимающихся плаванием, частота сердечных сокращений в покое снижается с 60 до 55 (50) уд./мин. Для сравнения: у тех, кто не любит водные виды спорта, этот показатель составляет 65–57 уд./мин. Определите % соотношения показателей ЧСС у людей, занимающихся плаванием, и у людей, кто не любит водные виды спорта.
Вопрос из биологии: какая железа вырабатывает гормон соматропин? Когда? На что этот гормон влияет?
5. Постройте графики спортивных показателей отжиманий от пола по возрастам. Сделайте вывод о соотношении показателей: с возрастом?; между мальчиками и девочками? Результаты испытания представлены в таблице:
Класс | Отжимание в упоре лежа мальчики | Отжимание в упоре лежа девочки |
1 | 13 | 8 |
2 | 15 | 9 |
3 | 17 | 10 |
4 | 19 | 11 |
5 | 21 | 12 |
6 | 23 | 13 |
7 | 25 | 14 |
8 | 28 | 14 |
9 | 32 | 15 |
10 | 37 | 15 |
11 | 40 | 16 |
Вопрос из биологии: назовите мышцы пояса верхних конечностей, свободной конечности, наиболее задействованные в отжимании от пола.
6. Найдите площадь и периметр теннисного корта: для игры в одиночном разряде 8,23м х 23,77м; для игры в паре 10,97м х 23,77м; с дорожками для забега 36м х 18,3м.
Вопрос из биологии: Какую первую помощь необходимо оказать при вывихе, при растяжении?
7. Определите объем бассейна, при размерах: длина – 5090см, ширина – 2050см, глубина – 230см; для международных соревнований: 20м х 30м, глубина 1,8м.
Вопрос из биологии: Какие меры гигиены необходимо соблюдать в бассейне?
8. Скорость на беговых лыжах новичка – 10км/ч, опытного любителя – 15км/ч, чемпиона – 22км/ч; длина трассы 800м. Определите время прохождения дистанции. Спортсмен Даио Колоньи поставил рекорд по скорости, развив ее до 30км/ч. Определите его время прохождения дистанции.
Вопрос из биологии: Какие меры безопасности следует соблюдать при занятиях на лыжах во время и после урока?
9. Из двух пунктов, расстояние между которыми 24 км, одновременно вышел спортсмен и выехал велосипедист. Скорость спортсмена 6 км/ч, велосипедиста – 18 км/ч. Через сколько часов велосипедист догонит спортсмена? На каком расстоянии от пункта В велосипедист догонит спортсмена? На сколько километров путь велосипедиста больше пути спортсмена?
Задача из биологии: Зачем спортсмены-велосипедисты в своей экипировке обязательно имеют очки?
10. Группа бегунов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит четвертым, если считать с начала, и четвертым, если считать с конца. Сколько бегунов в группе?
Вопрос из биологии: Почему бегунам на длинные дистанции обязательно на пунктах трассы дают воду?
В статье приведены примеры лишь нескольких задач, которые можно использовать учителям на уроках математики, биологии. Ребята, из условий задач знакомятся с разными видами спорта, возможно, каким-либо спортом заинтересуются и начнут посещать секции.
А еще, ребята приходят к выводу, что не бывает «важных» и «неважных» предметов в школьной программе. Математика — очень важный предмет в нашей жизни и в спорте. Если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте. Занятия спортом, в свою очередь, хорошо влияют на умственную деятельность, укрепляют волю, развивают логику, целеустремленность, помогают легче преодолевать трудности. Биология позволяет понять свое тело, способствует сохранению здоровья, способствует формированию правильных привычек.
Ребята уверены: гармония должна быть во всем, и в голове, и в теле.
Воспитание здоровой гармоничной личности – главное дело учителя!