Командообразование и тайм-менеджмент в детской мультстудии (из опыта работы наставника юных мультипликаторов)
Плиговка Виктория Петровна, педагог дополнительного образования
СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие»
ГБОУ СОШ с. Красный Яр м.р. Красноярский
Занимаясь по образовательной программе «Мультипликация» в мультстудии «Радужка», дети получают возможность развить свои художественные таланты через написание сценария, рисование декораций к мультфильмам, изготовление персонажей для сьёмки в различных техниках, озвучивание мультфильма. При этом можно одновременно развивать технические способности учащихся — через их активное участие в фото- и видеосъёмке, компьютерном монтаже мультфильмов и обработке звука.
Современные дети, воспитанные в век информационных технологий, воспринимают мир через короткие яркие образы. Специалисты объясняют это сформированностью «клипового мышления». Приходя на занятия в мультстудию, ребятам хочется получить результат своей работы «быстро и весело». Но, надо заметить, многое в работе над мульфильмом требует особого терпения и усидчивости. Основные этапы работы занимают достаточно много времени и сил мультипликатора.
Первое — это сценарий. Надо найти интересную идею, рассказ, стихотворение, словом, то, что будет интересно ребятам. Многие идеи и рассказы дети приносят сами, зная, что герои их рассказов будут «оживлены». Второе — это раскадровка, или то, что заранее схематично прорисовывается и составляет план будущего мультфильма. Третье – это изготовление героев и декораций для мультфильма. Далее — сама сьёмка, то, что любят делать все без исключения ребята. Но есть ещё один важный завершающий компонент — это монтаж и озвучка мультфильма. Здесь многое зависит не только от желания, но и от умения детей довести дело до конца, чтобы получить отличный результат – законченный мультипликационный продукт, фильм-сказку, рекламный ролик или другой наш коллективный продукт.
Задача педагога и наставника — не только научить юных мультипликаторов всем этапам работы по созданию мультфильма, но и дальновидно распределить обязанности среди своих учащихся по их творческим интересам и возможностям.
В этом помогает технология «Тайм-менеджмент», описанная в книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать». Что здесь самое важное? «Тайм-менеджмент — это технология, позволяющая использовать невосполнимое время вашей жизни в соответствии с вашими целями и ценностями». Технология «Тайм-менеджмента» помогает сложные дела разделить на простые, которые выполняются быстрее и легче. Главное здесь – научиться распределять время, выделять в работе главное, соизмерять сложность задания с его важностью и срочностью.
Наставник в наше время — это и есть человек, который создает условия для реализации у детей социального опыта. Имея четкий план создания мультфильма, распределяю детей по группам по 2-3 человека. Каждая из групп выполняет определенную задачу. Конкретные задания распределяю, учитывая степень важности и сложности решаемой задачи. Большинство ребят – это нетерпеливые непоседы. Есть дети медлительные, но упорные и ответственные. Кто-то хорошо рисует, кто-то лепит, а кто-то может организовать процесс сьёмки. Члены группы, выполняя каждый свою работу, учатся общаться, договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, добиваться общего результата, то есть работать в команде. Это прекрасная возможность получить социальный опыт, спроектировать на себя социальные роли, почувствовать вкус успеха, чтобы потом комфортно и уверенно чувствовать себя в жизни.
Работа, выполненная удачно и получившая высокую оценку, является ещё одним стимулом для мотивации создания следующих мультфильмов. Последние наши работы показывают, что время создания мультфильма сократилось на треть. Ребята, воодушевленные своими удачами, активнее входят в следующие проекты.