Историческое макетирование: макет Бородинского сражения как инструмент воспитания патриотизма школьников


Прокофьева Светлана Валерьевна, ответственный за воспитательную работу

ГБОУ СОШ с. Кандабулак

В настоящее время мы видим, как пытаются исказить исторические факты, обесценить подвиг русского народа. За всю историю нашей страны мы не вели ни одной захватнической войны, всегда только отражали нападение врага и поддерживали братские народы. Историческое макетирование представляет собой одну из технологий проектной деятельности, позволяющую наглядно представить обучающимся исторические события.

В 2022 году исполнилось 210 лет со дня легендарной Бородинской битвы. В русской историографии принято считать, что русские войска победили в сражении, однако уже на следующий день главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов дал приказ к отступлению в связи с большими потерями, а также французскими резервами, спешившими на помощь французской армии. Неоднозначность итогов этой битвы и вопрос ее роли в Отечественной войне 1812 года побудили заняться разработкой данной воспитательной практики.

Бородинское сражение нашло отражение в различных исторических памятниках, литературе и живописи. Множество работ ученых, писателей, художников освещают это историческое событие. Для того, чтобы иметь возможность наглядно рассмотреть Бородинскую битву, мы решили сделать макет панорамы, поместив его в кабинете истории нашей школы.

Для создания макета Бородинской битвы нами были проанализированы основные этапы сражения, а также карты и схемы.

Макет состоит из двух частей: поля с нанесенным рельефом местности, а также набора фигурок русской и французской армии и природных декораций.

Изначально мы планировали сделать макет статичным, но в дальнейшем отказались от этой идеи в пользу динамики: таким образом нам представляется больше возможностей к его использованию.

Макет размещен в кабинете истории, его дополняют плакаты с изображениями войск русской и французской армий, а также исторические карты-схемы сражения.

Данный макет можно использовать как на уроках истории, так и литературы. Бородинская битва рассматривается уже в начальной школе в разделе «История» предмета «Окружающий мир». Затем более подробно Отечественная война 1812 года и Бородинская битва представлены в курсе «История Отечества» в 9 классе. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» содержится в курсе литературы в 5 классе.

Макет можно использовать двумя способами. Первый способ – расставлять войска на местности и менять их дислокацию в процессе изучения хода событий сражения. Данный способ подходит больше для уроков истории. Второй способ – использование иллюстративной части: природа и разворачивающийся на ее фоне бой. Этот способ применим к урокам литературы, чтобы ученики могли вживую представить события, описываемые в стихотворении «Бородино» [1].

Макет использовался на уроке окружающего мира в 4 классе, уроке литературы в 5 классе и уроке истории в 9 классе.

Для определения результативности использования макета Бородинского сражения мы попросили обучающихся оценить свое отношение к Бородинской битве по шкалам «Информированность», «Интерес» и «Вовлеченность» по шкале от 0 до 10 до использования макета и после знакомства с ним.

Шкала «Информированность» представляет собой уровень знаний о Бородинской битве (основные участники, события и итоги).

Шкала «Интерес» отражает заинтересованность обучающегося, насколько ему лично интересно это событие.

Шкала «Вовлеченность» призвана выявить мотивацию школьников, насколько им хочется изучить данную тему. Всего в исследовании приняли участие 14 обучающихся.

Данные, полученные по результатам опроса, наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Отношение обучающихся к Бородинской битве

Как мы видим, до использования макета Бородинской битвы обучающиеся в среднем оценивали себя по шкале информированности в 5 баллов, интереса – 6 баллов и вовлеченности – 4 балла. Таким образом, «Информированность» и «Интерес» находились на среднем уровне, «Вовлеченность» же была ниже среднего, интереса и мотивации к изучению данной темы у школьников не было.

После проведения уроков с использованием макета, где участники могли рассмотреть Бородинское сражение в динамике, информированность обучающихся возросла на 30%, интерес к теме Бородинской битвы – на 40%, и вовлеченность возросла на 50%.

Также школьники отметили, что хотят больше узнать об этом событии, для чего будут использовать различные источники: книги, фильмы, картины.

Данная воспитательная практика представлена в рамках педагогической мастерской Прокофьевой С.В. проекта «Методический ПроАктив: единство знаний и решений» ИД Просвещение — https://uchitel.club/workshops/metodiceskaya-masterskaya-prokofevoi-svetlany-valerevny.

Список литературы

  1. Охрименко М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. — № 1. – С. 41-42.
  2. Фокина М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2014. — № 1. – С. 43-51.