Возможности самореализации личности обучающихся в процессе социально-активной деятельности. Программа «Наша цивилизация»


Зубко Лариса Михайловна, педагог-организатор

структурного подразделения ГБОУ СОШ №1 п.г.т.Безенчук ЦДТ «Камертон»

Комплексная программа «Новая цивилизация», создавалась и использовалась как эффективная технологическая оболочка, позволяющая в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически весь коллектив учащихся, родителей, общественные организации, государственные структуры, предприятия и т.д.

Уже 23 года программа «Новая цивилизация» реализуется в Центре детского творчества «Камертон» п.г.т. Безенчук, динамично развиваясь, программа претерпевала ряд изменений, теперь это программа «Наша цивилизация».

Она объединяет в себе несколько направлений педагогической деятельности: ролевые и деловые игры с ярко выраженным политическим и экономическим содержанием; юридический практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества; сетевое взаимодействие с использованием возможностей интернета, включая различные конкурсы социальных проектов; спортивно-прикладные программы, основное содержание которых позволяет отработать навыки действия в экстремальных ситуациях в условиях природного или городского окружения и т.д.

Все эти виды деятельности активизируют развитие личности, так как ребятам приходится взаимодействовать с большим количеством людей, с ровесниками, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями. Программа «Наша цивилизация» стала основой организации системы воспитательной работы и дополнительного образования в рамках Безенчукского района.

Программа «Наша цивилизация» предусматривает реализацию нескольких этапов.

1-й этап — «внутришкольный». Это создание и действие самоуправления в школе. Например, в виде политико-экономической игры «Демократическая республика», которая моделирует деятельность государства со многими необходимыми для этого атрибутами. Все это позволяет на практике почувствовать те отношения, которые существуют внутри государства между органами власти, различными организациями и отдельными гражданами, учиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, пробовать свои силы в экономической сфере, например, в качестве предпринимателя, наемного работника или государственного служащего.

Активная «политическая» деятельность школьных общественных движений — определенный залог того, что участники игры не останутся в стороне от политической жизни России, а когда вырастут, будут принимать непосредственное участие в реальных политических программах своего посёлка, города и страны в качестве ответственных и сознательных граждан.

2-й этап — «муниципальный» — предполагает проведение молодежного фестиваля, в основе которого лежит политико-экономическая игра, моделирующая международные отношения по различным направлениям деятельности, когда каждая школьная команда, то есть правительство «Демократической республики» становится активным субъектом международного сообщества. Здесь участники познают азы международной политики.

Для этого открывается Международная товарно-сырьевая биржа, услугами которой может воспользоваться любое государство мирового сообщества. Это означает, что школьная команда может купить или продать любой экономический ресурс другому государству. К услугам государств — Международный банк развития, который проводит свои операции с помощью компьютерных расчетов.

В программе фестиваля предусматриваются специальные практические занятия по индивидуальной подготовке в «Школе Робинзона». Ребята приобретают начальные навыки выживания, участвуют в групповых занятиях «Ралли выживания», в ходе которых получают возможность отработать навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе.

3-й этап — предусматривает проведение летнего лагеря для молодежного актива. Здесь используется комплексная игра «Ньюландия», моделирующая деятельность цивилизованного государства, которым руководят сами дети. Граждане Ньюландии избирают своего президента, парламент, формируют правительство. Самостоятельно зарабатывают на жизнь, расплачиваются с налоговой инспекцией. Кроме того, они принимают участие в специальных обучающих программах.

Обязательная часть летней программы — проведение занятий и мастер — классов по нескольким направлениям: экономики и менеджмента, правоведения, политологии, социологии, психологии, журналистики, компьютерных технологий и т.д.

Полученные знания участники лагеря потом могут использовать в своей школе. В Ньюландии активно используют интернет-технологии для обучения, непосредственного общения с внешним миром.

Все участники программы проходят специальный курс выживания. В Ньюландии есть традиция — избрание собственной королевы и рыцарский турнир в ее честь, а также много других интересных и полезных программ.

Таким образом, программа «Наша цивилизация» помогает объединить несколько направлений воспитательной работы.

В школе это объединение осуществляют парламент и правительство школьного государства, которые принимают законы и разрабатывают программы по различным направлениям воспитательной работы.

В муниципальной системе образования в ЦДТ «Камертон» работает молодежный клуб «Наша цивилизация».

На протяжении учебного года МКМ «Наша цивилизация» разрабатывает и реализует районные конкурсы, фестивали и акции для старшеклассников по формированию здорового образа жизни, развитию творческой и социальной активности, гражданственности и патриотизма:

  • районный фестиваль классных компаний «Сделай мир лучше»;
  • районный конкурс творческих работ «Будущее в наших руках»;
  • районная молодежная акция «Мы — здоровое поколение страны».

Организуя мероприятия и акции, ребята получают опыт эффективного взаимодействия с различными возрастными категориями, что впоследствии может оказать положительное влияние на социальную успешность.

Проекты молодежного клуба менеджеров «Наша Цивилизация», становятся победителями районных и областных конкурсов социально значимых проектов.

Кроме того, стремление постоянно учиться и открывать для себя новые виды деятельности, позволяет воспитанникам «Нашей цивилизации» быть участниками районных, областных и Всероссийских профильных и образовательных смен для активной молодёжи в ВДЦ «Океан», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Артек».

Воспитанники МКМ «Наша цивилизация» активные участники Областной социально-педагогической программы Самарского дворца детского и юношеского творчества и Молодежного агентства «Инициатива +», Региональной программы «За ученические советы», неоднократно становились лауреатами областного конкурса социальных проектов, лауреатами регионального этапа всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, лауреатами премии Президента, Именной премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков в номинации «Социально-значимая деятельность», премии Главы муниципального района Безенчукский для одаренных детей и подростков в номинации «Социально-значимая деятельность». МКМ «Наша цивилизация» стал победителем Всероссийской премии Больших перемен в номинации «Больше, чем команда».

МКМ «Наша цивилизация» отмечен благодарственным письмом Самарской Губернской Думы за активное продвижение гражданских инициатив в молодежном сообществе Самарской области.

Пройдя обучение по программе «Наша цивилизация», наши выпускники получают знания и опыт в социальной сфере, которые им очень помогают в дальнейшем. Многие из них сейчас успешно реализуют себя в жизни, занимая в таких сферах деятельности, как журналистика, образование, сельское хозяйство, газовая и нефтяная промышленность, продолжают вести активную социально-значимую деятельность.