Формирование духовно-нравственных ценностей: традиции народной педагогики в воспитательных системах организаций дополнительного образования Самарской области
Малышок Наталья Игоревна, заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ, руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Самарской области
Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений реализации концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. В Самаркой области успешно реализуются модели формирования духовно-нравственных ценностей, основанные на региональной традиционной культуре и народной педагогике. Важную роль впроцессе создания и становления таких моделей сыграла областная социально-педагогическая программа развития фольклорно-этнографических коллективов «Фольклорная деревня Берестечко» ГБОУ ДО СО СДДЮТ, специалисты которой с 1993 года создают условия для развития деятельности сообщества педагогов и детей, объединенных общими целями и интересами по сохранению традиционного духовного наследия.
В Указе Президента Российской Федерации от 09.12.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» под традиционными ценностями понимаются «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». К ним отнесены, в том числе патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются обеспечение их передачи от поколения к поколению, укрепление межнационального согласия, обеспечение преемственности поколений.
Одним из инструментов для достижения этих целей в рамках дополнительного образования является народная педагогика. Народная педагогика – это совокупность и взаимосвязь представлений и идей народа по вопросам развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженные в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Знакомство с фольклором происходит в раннем детстве, и он становится частью жизни. Даже малые формы – присказки, пословицы и поговорки, сказки — отражают менталитет народа и являются первым звеном познания традиционных общественных норм: почитание старших, забота о слабых, бережное отношение к родному краю. Такие формы фольклора неосознанно являются ежедневной частью воспитания как в семье, так и в образовательных организациях.
В фольклорно-этнографических и декоративно-прикладных коллективах Самарской области применяют разнообразные формы работы, основанные на народной педагогике.
Самой сложной, но в тоже время самой результативной формой работы многие признают фольклорно-этнографические экспедиции. В своих работах А.С. Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики говорит, что «в экспедициях естественно актуализируется процесс познания мира, других и себя в мире». В его статье «Экспедиция как деятельностный путь познания мира» экспедиция описывается как возможность непосредственного познания различных природных, рукотворных, социальных и семантических пространств, познания собственных возможностей и расширение мировоззрения; более интенсивного содержательного общения со сверстниками, педагогами, людьми из различных социальных слоев и этнических культур. С точки зрения воспитания целью экспедиций является, прежде всего, ознакомление с живой традицией, формирование устойчивого интереса к народной культуре своей малой родины. Основная задача экспедиционной работы — это общение с аутентичными исполнителями, хранителями культуры. У ребят появляется возможность узнать об истории, традициях и культуре своего родного края не опосредованно, а в процессе живого общения, самим задать интересующие их вопросы, сравнить реалии современности с условиями вековой давности. Это позволяет им присвоить эту информацию, стать активным участником процесса познания, а в будущем – источником информации для других ребят. Любовь к малой Родине появляется в ребятах через уважение и любовь к конкретным личностям, к тем, кто прямо сейчас живет в двух часах езды в маленьком селе. Через историю жизни одной бабушки учащиеся узнают жизнь большой части населения. Побывав однажды в экспедиции, ребята хотят вернуться в знакомое село с добрыми делами: помочь в восстановлении клуба и дать там концерт, помочь по дому или в огороде, побывать в местном музее. В этих поездках они знакомятся и с молодыми жителями села, своими ровесниками. И часто продолжают общаться с ними через Интернет после возвращения, планировать следующие поездки.
Не менее важен следующий после экспедиций этап – обработка полученных материалов. Каждая такая работа – это проект, в котором есть практический, частично-поисковый и воспитательный компонент.
В фольклорных коллективах предметом изучения в основном становятся традиционные народные песни и танцы. В экспедиции песню записывают на диктофон. Ребята, побывавшие в экспедиции, сами предлагают материал для работы, потому что обычно за время экспедиции у них появляются любимые песни. На занятиях вместе с учащимися расшифровывается текст и мелодия, обсуждается диалект, необычные слова, сюжет песни. Во время разучивания материала песня еще много раз прослушивается, ребята поют вместе с записью. Потому что основная задача на данном этапе – как можно бережнее сохранить все особенности исполнения, ведь именно диалект, манера, особенности мелодии делают песни каждой деревни уникальными. Полюбив «своих бабушек» — носителей традиции, через свое исполнения ребята стремятся передать слушателям эту красоту и уникальность родного края, таким образом передав свои знания о традиционной культуре.
В декоративно-прикладных коллективах основой изучения становятся предметы быта, традиционная одежда. По фотографиям, привезенным из экспедиций, или музейным экспонатам они изучают материал, из которого сделан предмет, использованные цвета, узоры, инструменты. Все это позволяет показать уникальность каждого уголка Самарской области, приобщиться к традициям каждого из них. Затем начинается долгий процесс подбора среди современных материалов максимально похожих, планирование работы по воссозданию. Получившийся предмет продлевает жизнь экспоната, техника вновь становится востребованной. Полученные в ходе работы по созданию реплики знания ребята применяют в создании современных изделий, но в них читаются традиции родного края.
Но не только педагоги дополнительного образования применяют фольклор в своей работе. Например, в с. Богатое учитель литературы (а в настоящее время директор школы) в рамках проектной деятельности стала изучать диалект родного села. И ребята взялись за это с большим рвением. Их работы посвящены местному диалекту, они подробно описали его происхождение, увековечили на бумаге то, что уже начало пропадать из современной жизни. Но все это не осталось лишь исследованием, ребята сами освоили этот диалект и ставят небольшие театральные постановки, позволяя другим также стать очевидцами уходящей истории. Через слово они познают особенности культуры своего села, и уникальность своей малой родины.
Фольклорно-этнографические студии стремятся объединить и изучить различные направления традиционной культуры, так как она представляет собой неразделимый комплекс. Сложно танцевать традиционный танец не в традиционном костюме, традиционный костюм нельзя создать без изучения традиционных техник вышивки, кружева, ткачества и так далее. Ребята в таких коллективах стараются сами шить костюмы, украсить их, создают предметы быта для своих маленьких музеев. Они учатся аккомпанировать себе на музыкальных инструментах, расшифровывая традиционные наигрыши.
Одним из примеров собранного в экспедиции и обработанного ребятами материала можно назвать опыт образцового детского ансамбля «Традиция» МБУ ДО ЦЭВДМ г.о. Самара. Участники коллектива поставили кукольный спектакль – свадебный обряд села Усманка Борского района Самарской области, где главными действующими лицами – женихом и невестой – были куклы, а ансамбль исполнял обрядовые свадебные песни, сопровождая все театральными действиями.
Одной из задач фольклорно-этнографических коллективов является вовлечение в традиционную культуру людей, впервые с ней столкнувшихся. Для этого используются различные формы. Например, танцевально-игровые вечерки, где обучают всех желающих традиционным танцам и играм. Кроме непосредственно веселья, которое присутствует у всех участников, ребята показывают традиционные наигрыши, песни, танцы, костюмы, основы взаимодействия в паре, социальные роли каждого возраста. Ребята воспринимают это как игру, в которой есть определенные правила, но они усваиваются как ценности.
Еще одной формой работы с жителями являются традиционные народные праздники. В экспедициях ребята часто узнают, как в селах отмечались праздники: масленица, Пасха, Рождество. И у них появляется желание воссоздать традицию. Поэтому коллективы делают праздники для школьников или выходят в город. Например, участники областной социально-педагогической программы «Фольклорная деревня Берестечко» вместе с коллективами Самарской области ежегодно в январе выходят на праздник «Колядки на Ленинградке». При подготовке к такому празднику у ребят сразу несколько задач – выбрать и выучить подходящий репертуар, подготовить одежду, в том числе зимнюю, изучить традиции празднования в нашей области. Так и рождается праздник. Каждый коллектив становится уникальным, но в тоже время ребята чувствуют единение и важность происходящего. Они видят интерес со стороны жителей Самары и рассказывают всем желающим про праздник, про свою одежду, про свои песни. И что немаловажно, проживают эту традицию, как ее проживала та бабушка, с которой познакомились в экспедиции. Подросток не просто прочитал это в книге или видел обучающий фильм — он сам стал носителем этой культуры и традиционных ценностей.
Одной из задач государственной политики по сохранению традиционных ценностей является укрепление межнационального согласия. Во многих селах, где проводятся фольклорно-этнографические экспедиции, состав жителей многонационален. А для успешной экспедиции, учитывая возраст носителей традиционной культуры, необходимо поговорить со всеми, кто помнит историю села и его традиции. Поэтому ребята часто берут интервью у чувашей, мордвы, татар. Мордовские песни становятся частью репертуара ансамблей, чувашская вышивка – конкурсной работой. Понимая различия между народами, ребята осознают ценность и уникальность каждого из них.
Традиция и фольклор –живы и постоянно развиваются вместе с развитием общества. Дети, для которых изучение фольклора происходит в естественной форме, через действие и формирование собственного опыта, легко включают его в повседневную жизнь. Они вносят традиционные предметы одежды в современный гардероб (например, лакомники), они снимают видеоролики о традициях, делают клипы на традиционные песни и танцы. Они ведут обычную жизнь подростка, но с учетом осознанных ими духовных ценностей, основанных на любви к своей малой родине. Они присваивают себе эту культуру, становятся ее носителями, а не сторонними наблюдателями. Они готовы рассказывать об этом своим ровесникам и продолжать традиции.
Внедрение народной педагогики в воспитательную систему организаций дополнительного образования способствует формированию духовно-нравственных ценностей за счет комплексного подхода к решению задач воспитания на основе фольклора и ремёсел, обновления форм и методов воспитательной деятельности, обмена опытом между руководителями детских объединений.