Технологические ступени проекта «Гражданин»
Барабанова Ольга Владимировна, учитель биологии
МБОУ Школа №80 г.о. Самара
Уже несколько лет подряд команды нашей школы участвуют и побеждают в городском конкурсе проектов «Гражданин». Благодаря деятельности в рамках конкурса мы можем менять, переформатировать нашу реальность в лучшую сторону. Ежегодно в каждом классе среднего звена школы проводятся мероприятия «Наша гражданская ответственность», где учащиеся узнают об особенностях социально-образовательного проекта «Гражданин», о том, что он реально помогает решать проблемы развития школ, районов, городов, регионов нашей огромной страны.
В конце мероприятия ребятам, заинтересовавшимся данным проектом и решившим в нем участвовать, предлагается выбрать роль, которую они хотели бы выполнять в ходе реализации этого проекта (аналитик, социолог, юрист, редактор, журналист, оформитель и др.).
В ходе реализации проекта «Гражданин» в нашей школе проводятся семинары, на которых участники проекта получают представления о сферах ответственности, полномочиях различных ветвей власти. В ходе занятий они имеют возможность высказаться о проблемах развития нашей школы, района, города, анализируют наиболее актуальные проблемы и выбирают ту, над которой будут работать.
По мере реализации проектной работы ребята приходят к пониманию, что в решении большинства проблем в наше время немалую роль играет общественность, которая, при поддержке органов государственной и местной власти, СМИ добивается поставленных целей.
Проект «Гражданин» подвигает школьников к решению более активно участвовать в жизни микрорайона, выводить его на более высокий уровень.
Почему решение проблемных ситуаций для тех, кто учится в нашей школе, важно и значимо?
— Подростки вовлекаются в активную общественную жизнь.
— В ходе реализации проекта мысоздаем условия для улучшения качества жизни жителей нашего микрорайона, города.
— Ребята приобретают знания, умения и навыки, которые несомненно пригодятся им во взрослой жизни.
В ходе реализации проекта мы изучаем законодательную базу, анализируем ситуацию в микрорайоне, городе по данной проблеме, на основе консультации экспертов, результатов социологического исследования, анализа материалов, полученных в ходе работы над проектом, составляем и реализуем план действий, направленный на улучшение социальной сферы своего ближайшего окружения.
На заключительной стадии работы над проектом мы прогнозируем — каково будет развитие нашей идеи в будущем. Нам удалось участвовать в конкурсе как в очном, так и в заочном формате.
Конечно, проведение конкурса в очном формате было наиболее интересным и познавательным, так как ребята имели возможность познакомиться с проектными работами других участников конкурса «вживую», увидеть разнообразные варианты презентации социальных проектов.
Глубина и значимость социального проекта «Гражданин», несомненно, проявляется в каждом выступлении участников, в неравнодушии и эмоциональности выступавших и глубокой проработке сюжетов проекта. Подведение итогов конкурса со стороны членов жюри было четким, содержательным, весомым. В завершающей части конкурса было чествование победителей и призеров.
Во время работы над проектом нас, как участников, объединяло социальное творчество: мы с энтузиазмом взялись за решение проблемы, ведь проблематика проектных работ отражает день сегодняшний и осмысляет день завтрашний, что очень важно для подрастающего поколения.
Участвуя в данном конкурсе, на многие вопросы мы получили ответы, но сколько проблем еще обнаружилось! И в этом году мы тоже планируем участвовать во втором туре конкурса – «Родному городу желаем…».
Для меня, как руководителя проектной площадки, конкурс явился методической мастерской, на которой я оттачивала свой опыт руководства школьной командой, перенимаю педагогический опыт коллег, следую рекомендациям организаторов конкурса.