Социальный проект «Я — гражданин России» — глазами руководителя


Усова Жанна Вениаминовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБУ «Школа № 56» г.о.Тольятти

Социальный проект «Гражданин» — один из самых интересных, достаточно сложных и в тоже время увлекательных мероприятий коллективно – творческой деятельности учащихся. С точки зрения воспитания – это проект, который формирует у школьников осознанное понятие «гражданин», гражданскую позицию на социальные проблемы в обществе, чувство патриотизма.

Однако, когда погружаешься в работу над проектом, то понимаешь, что деятельность участников оказывает влияние не только на воспитание морально- нравственных качеств личности, но и формирование эмоционального интеллекта и навыки профориентационной направленности.

Структура проекта логически выстроена и понятна. Каждый шаг способствует решению определенной задачи. Проект дает возможность участникам пробовать свои силы в различных профессиональных ролях: социолога, правоведа, аналитика, корреспондента, фотокора. Проект расширяет границы социальных возможностей в диалогах между представителями власти и ученическим сообществом, позволяет участникам обсуждать и совместно работать над решением проблемы на уровне закона в различных статусах: ученик – чиновник, ученик – представитель власти и т.д.

Один из принципов проекта – это охват респондентов в социологических исследованиях, а именно работа с гражданским населением разного возраста, что дает наиболее правдивую картину мнений по обозначенной проблеме. Проявление творчества, коммуникабельность, преодоление личностных комплексов, эстетика – это основные требования к участникам социального проекта «Гражданин». А еще – конкурс, как элемент соревновательности — доброй, справедливой конкуренции при защите своего творческого продукта.

Проведением социологических опросов, анкетированием большого количества респондентов, обработкой и анализом полученной информации занимается отдел социологов. Работа важная и требует кропотливого внимания. Полученная информация дает реальную картину отношения большого числа респондентов к актуальности выбора проблемы, и предлагаемым идеям по ее решению.

После проведенных подготовительных, пошаговых действий начинается самое интересное – подготовка и проведение мероприятий по реализации проекта! Самое интересное и сложное – это проведение встреч с представителями властинаписание деловых писем и оформление документов в официальные представительства. Как правило, на встречи с представителями органов власти, выдвигается делегация из самых смелых ребят. Они проводят тщательную подготовку деловой беседы, продумывая круг вопросов и подбирая аргументированные предложения. Положительным результатом встречи является конструктивная беседа с обозначением совместных действий по решению представленной проблемы. Ребята получают положительный опыт дипломатической пробы, эмоциональный отклик в осуществление значимых действий.

Проект начинает жизнь на площадке своей школы, а далее расширяет территорию проведения мероприятий, воплощая идеи готового творческого продукта. Он вовлекает в свое пространство интересных, с профессиональным опытом и высоким статусом людей, готовых стать консультантами, проводниками инициатив. Сам факт общения приводит детей в невероятный восторг и остается в памяти ярким событием. Такое творческое взаимодействие между детьми и взрослыми закладывает нравственный фундамент в воспитании и личностном развитии подрастающего поколения.

В качестве примера можно отметить встречи ребят с главным врачом городской больницы № 5 г.о. Тольятти Кирсановым А.Н., презентация проектной инициативы мэру города Тольятти Ренцу Н.А. в рамках проекта «Призвание твое великое – учитель!».

Социальный проект «Гражданин» мы завершаем всегда словами: «Проект не заканчивается, он только набирает обороты» — это призыв к новым действиям, к новым свершениям, к новым идеям.

Оборачиваясь назад, как руководитель проекта, хочу подчеркнуть, что коллективная творческая деятельность в рамках социального проекта «Гражданин» является наиболее эффективным способом в сплочении классного коллектива, организации сильной команды. Работа в нем способствует более глубокому и осознанному погружению учащихся в проблемы, которые ребята рассматривают и предлагают решения под своим, зачастую, нестандартным углом зрения. А самое главное, что у них это получается!