Социальный проект «Полка добра»
Шаронова Татьяна Александровна,
учитель обществознания
ГБОУ СО СОШ им. М.П. Крыгина с.Кабановка,
м.р.Кинель-Черкасский
Приступая к работе над проектом «Гражданин», школьники 8-9 классов путем рейтингового голосования выяснили, что большинство желают приложить свои усилия в организацию помощи социально уязвимым слоям населения, потому что в любой, даже экономически сильной стране, всегда остается некоторое количество людей, которым нужна помощь со стороны общества.
Проведя небольшое исследование, они выяснили, что ныне особенно страдают пожилые люди, инвалиды, дети, малоимущие и многодетные семьи и просто люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации.
Выбранную проблему мы сравнили с неисправным механизмом, который нужно «разобрать» (исследовать проблему), найти причины неполадок (корни проблемы) и «починить» (предложить свой вариант решения этой проблемы и реализовать его). А починить как следует можно только то, в чем хорошо разбираешься и знаешь причины возникших неполадок. И работа закипела!
Ребята разделились на 4 группы: первая изучала законодательную и нормативно — правовую базу проблемы, познакомилась с уже существующими программами в этой области и пришла к выводу, что проблема есть и решать ее нужно не только силами государственной власти, но и силами благотворителей.
Вторая группа проводила социологические опросы различных слоев населения и выяснила, что 75% респондентов готовы оказывать благотворительную помощь и большинство из них — 55% уверены, что благотворительная деятельность приносит больше пользы, так как для многих людей она является единственной возможностью получить реальную помощь в решении каких-либо проблем.
Третья группа анализировала материалы СМИ: изучила данные ВЦИОМ, посетила сайты благотворительных фондов Самарской области и выяснила круг категорий граждан и условия, на которых фонды готовы оказывать помощь нуждающимся. Также школьники познакомилась с механизмами оказания благотворительной помощи в других регионах и странах.
Четвертая группа учащихся организовала взаимодействие со специалистами Главного управления социальной защиты населения и Комплексного центра социального обслуживания населения Восточного округа и выяснила, что небольшое количество семей, проживающих в районе и имеющих статус малоимущих, являются получателями государственного пособия или социальной помощи, размер которых невелик и носит заявительный характер, либо является разовой выплатой. Реально же картина другая: нуждающихся гораздо больше. Это позволило сделать вывод, что проект благотворительной помощи актуален и он обязательно найдет своих адресатов.
И тогда мы начали разрабатывать собственный вариант решения проблемы. Предложили организовать в торговых точках «Полку добра», на которую любой гражданин, не безразличный к судьбе нуждающихся в помощи людей, может класть продукты и товары, приобретенные в магазине. А люди, действительно нуждающиеся в них, могут бесплатно их забирать. Сначала такие полки решили организовать в точках, расположенных на территории своего села, а потом уже расширить горизонты деятельности и вовлечь в проект торговые точки своего района. С этой целью были организованы встречи с Главой поселения и предпринимателями села в области розничной торговли, заключены с ними Соглашения о добровольном благотворительном сотрудничестве.
Совместными усилиями полки были наполнены продуктами и товарами первой необходимости. Впоследствии полки пополнялась не только усилиями участников проекта, продавцы предлагали своим покупателям поучаствовать в наполнении полок разнообразной продукцией. Отрадно, что многие не остались в стороне. Мониторинг и анализ реализации первого этапа данного проекта показал высокий интерес населения к нему: граждане охотно клали продукты на «Полки добра», а нуждающиеся сразу пользовались данными полками. Особенно активно полки наполнялись в преддверии религиозных праздников, «родительских» суббот.
На втором этапе реализации проекта подобные «Полки добра» были открыты еще в четырех селах района, в торговых точках РайПО, с директором которого так же было заключено Соглашение о добровольном благотворительном сотрудничестве.
Чтобы придать проекту общественный резонанс, ребята опубликовали статью в районной газете, выступили на сходе граждан нескольких сел района и получили поддержку общественности.
Проект «Полка добра» мало затратный. Первоначальное наполнение полок осуществлялось за счет средств, вырученных учениками школы за сбор макулатуры и добровольных пожертвований предпринимателей. В среднем стоимость набора продуктов на одну полку обошлась в 350 рублей. Ребятам даже удалось вывести статистику: каждый день, на «Полку Добра» клали около 3 булок хлеба, 1-2 пакета молока, 1 пакет с крупами, 1 пакет с макаронами, 1-2 упаковки чая. В большом количестве граждане приносили булочки, глазированные сырки, шоколадки, сок.
К концу дня «Полка Добра» практически пустовала. А если оставались излишки продукции, то они передавались в храм и там раздавались нуждающимся. Нетрудно посчитать, что в течение дня, если с полки берут один продукт в одни руки, то помощь получали около 10 человек в день только в одной торговой точке! При дальнейшем развитии проекта реальную помощь смогут получить гораздо большее количество нуждающихся.
Данный проект и активное участие детей в нем не только создал условия для проявления лучших человеческих качеств, но и научил их многим навыкам, а главное, дети выросли не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих, ведь результата они добились сами! Кроме того, они научились:
— работать в команде и распределять в ней роли;
— организовывать и себя, и других людей;
— понимать, как работают государственные механизмы и какую роль они могут сыграть, чтобы улучшить жизнь всех;
— контактировать практически с любым человеком и добиваться результата;
— составлять коллективное обращение, официальное письмо и направлять его в государственное учреждение;
— находить нужную информацию;
— составлять сметы расходов и планы действий;
— взаимодействовать и сотрудничать со СМИ и бизнесом;
— делать правильный выбор и принимать решение;
— презентовать и защищать свои идеи и проекты перед общественностью.
А самое главное, дети пришли к выводу, что в собственной стране и сообща им по плечу решить любую проблему.