Роль социального проектирования в гражданском становлении школьников


Орлова Галина Николаевна, учитель химии и биологии

ГБОУ СО СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка, м.р.Волжский

В реализации проектов социальных проектов в нашей школе принимают участие в основном школьники 7–9 классов, но в настоящее время мы много проектов видим достойно реализованных учащимися 5 классов. Это свидетельствует о том, что уже в этом возрасте современные школьники видят и привлекают внимание к важным вопросам социума и предлагают конкретные решения для благополучия тех, на кого был направлен социальный проект.

В ходе работы над проектом школьники решают одну из основных потребностей в переходном возрасте — построение социальных отношений. То есть подростку важно почувствовать себя в группе единомышленников, среди равных, при этом общаться со школьниками из других классов, разных параллелей. При реализации проекта было интересно наблюдать за группой разновозрастных учеников, как они становились единым целым при разработке этапов проекта.

Обсуждая проект «Судьбы выдающихся земляков — в названии новых улиц» наблюдала, как на равных общались пятиклассники с учениками 8-х и 9-х классов. Они внимательно выслушивали идеи друг друга, делали конструктивные замечания, грамотно делили ответственность при подготовке мероприятия для реализации проекта.

Наблюдения за ребятами во время подготовки разного рода мероприятий показывают, что учащиеся, имеющие опыт реализации социальных проектов, демонстрируют отличные знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня, умеют доказывать и отстаивать свою гражданскую позицию, четко выражать свою точку зрения, а также вести дискуссию с оппонентами. Необходимо отметить владение детей данной группы культурой выступления, умение уверенно держаться перед аудиторией. Всё это доказывает, что опыт социального проектирования положительно влияет на всестороннее развитие детей, формирование у них знаний и навыков, которые позволят им в дальнейшем реализовать себя в профессиональной деятельности, социально определиться.

И ещё один момент, который часто «выпадает» в традиционно организованном учебно-воспитательном процессе школы, — в ходе работы над проектом, учащиеся всегда вступают в активное взаимодействие с миром во всех его проявлениях. Это предметное окружение, которое ему понадобится для разработки проекта (книги. справочники, оборудование и т.д.), а самое главное — ближнее и дальнее социальное окружение, сотрудничая с которым школьник формирует собственные ценностные ориентации, учится находить точки соприкосновения при решении различных вопросов, работать в команде, получая удовольствие от возможности самореализации.

Задача школы состоит не столько в том, чтобы подготовить детей к жизни, сколько чтобы обеспечить им полноценную жизнь уже сегодня и сейчас. Ведь нет ничего лучше, чем осознание того, что обогащенный знаниями, навыками и социальным опытом «сегодняшний день» — это полноценная подготовка к «завтра».

Мы видим, что социально значимые проекты играют важную роль в жизни школьников, способствуют развитию личностных и социальных навыков у ребят, приобщают к активному участию в обществе и формируют гражданскую позицию.