Роль проекта «Гражданин» в активной социализации учащихся
Просвирнова Оксана Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Школа № 148 г.о.Самара
В конце 90-х я, молодой преподаватель-обществовед, познакомилась с методикой социального проекта «Гражданин» и решила его использовать в своей работе в родной школе.
Мы оставались с ребятами после уроков, общались за чашкой чая, анализировали проблемы, которые определили на уроке граждановедения, и разрабатывали дальнейший план действий. Главным показателем детской вовлечённости в проект было нежелание детей уходить домой. Они с огромным интересом собирали информацию, анализировали её, посещали различные инстанции, оформляли стенды и папку документов к выступлению.
Важным было то, что устройство гражданского общества, деятельность и полномочия различных организаций, порядок взаимодействия граждан с политическими и государственными структурами они проходили не по учебнику, а в реальной жизни, на практике. Тем самым развивая как теоретические, так и практические умения и навыки.
Одним из первых проектов стал проект по борьбе с наркоманией среди учащихся. Для меня было поразительным тот факт, как на глазах дети менялись. Как они учились формулировать свои мысли, анализировать всевозможную информацию, преодолевали страх публичных выступлений во время защиты проекта. Помню ученицу 8 гуманитарного класса Марину Н., которая отказывалась выступать и звонить экспертам, чтобы договориться о встрече. Она была очень робкой и соглашалась на любую работу, только не связанную с коммуникацией. Однажды я дала ей задание – позвонить в центр «Семья» и договориться о встрече. Сказала, что я за неё это делать не буду, а остальные ребята уже разошлись по группам со своими заданиями по этапам проекта. И она, пересилив свою робость, позвонила и договорилась. И после этого я не переставала радоваться, когда девочка уже сама, не дожидаясь указаний, придумывала, где ещё можно собрать информацию, сама звонила и договаривалась и уже не боялась выступать. И на городском конкурсе она наравне со всеми активно представляла результаты работы над проектом.
За несколько лет в работе над проектом мы встречались с руководителем администрации Ленинского района И.Станкевичем, с сотрудниками Центра «Семья», с главным наркологом области, посещали центр занятости молодёжи и другие организации. Как и у всех участников проекта «Гражданин», деятельность была очень разнообразной и развивающей как для детей, так и для педагогов. Следует отметить, что в проект невольно оказывалась вовлечённой вся школа. Потому что ребята проводили среди каких-то классов опросы, рассказывая о проекте, выступали в школе со своими идеями проекта, вывешивали на стендах школы ту или иную информацию (например, советы как противостоять буллингу и куда можно ребёнку обратиться за помощью, оказавшись в трудной ситуации).
Усваивать социальные нормы и культурные ценности, проявлять активность, саморазвиваться и самореализовываться в обществе, знать его актуальные социальные проблемы и желание их решить — вот те составляющие, которые характерны для деятельности школьника в контексте технологии социального проекта «Гражданин».
Еще один важный аспект: проект учит доброте и добрым поступкам, заботе о тех, кому хуже, чем тебе самому, рождается стремление быть полезным людям и обществу.