Проект «Гражданин»: история успеха


Пахомов Владимир Петрович —

руководитель сектора гражданского воспитания

ГБОУ ДО СО СДДЮТ, кандидат исторических наук,

Заслуженный учитель РФ

Динамика развития современной России, новые геополитические реалии ставят перед национальной системой образования целый комплекс задач, связанных с модернизацией содержания образования, совершенствование форм и методов воспитания школьников.

Отрадно, что в Самарской области имеется целый ряд позитивных воспитательных ресурсов, в том числе – социальный проект «Гражданин», который уже 25 лет эффективно реализуется в образовательных организациях региона.

Его разработка сотрудниками регионального Центра гражданского образования была обусловлена как динамикой изменения социально-политического вектора государства, так и крупными модернизационными процессами системы образования.

В Самарской области начиная с 1993 года стала формироваться и успешно функционировать эффективная модель гражданского образования в рамках образовательного курса «Основы жизненного самоопределения». Этот интересный курс реализовывал потенциальные возможности регионального компонента Базисного учебного плана и проводился в образовательных организациях Самарской области с 1 по 11 классах — один час в неделю.

Но это был не традиционный учебный предмет. На занятиях «ОЖС» школьники погружались в атмосферу живых дискуссий, обсуждения проблем развития родного края, рационального выбора своих жизненных траекторий, деятельного участия в улучшении жизни граждан местного сообщества, региона, страны…

После того, как была отработана структура курса «ОЖС», его программа, учебно-методическое оснащение и Самарский институт повышения квалификации работников образования подготовил более 2 тысяч компетентных преподавателей, в школах, гимназиях и лицеях региона началась интенсивная работа по использованию его ресурсов в формировании гражданских и социальных компетентностей учащихся.

Одновременно сотрудники кафедры исторического и социально- политического образования СИПКРО вели поиск вариантов социальной практики, посредством которой школьники смогли бы сопоставить полученные граждановедческие знания с реалиями социально-экономической ситуации России. Хотелось «раздвинуть» стены школы и «включить» учащегося в окружающий мир во всем его многообразии.

Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, недостаточно только говорить о демократических ценностях. Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодежи в разрешении тех вопросов и проблем, которые ставит перед нами общество.

После анализа различных воспитательных технологий был сделан вывод о том, что одним из эффективных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Под социальном проектированием (которое активно использовалось педагогами-новаторами ещё в 20 годы XX в.) понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем. В этот период пришлось проанализировать целый ряд российских и зарубежных моделей социальных проектов («Новая цивилизация», «Гражданский форум», «Твой выбор» и др.), чтобы выявить наиболее рациональные элементы, приемлемые для использования в широкой школьной среде.

К концу 1998 года оригинальная конструкция социального проекта «Гражданин» была создана. В это время решением Департамента образования на базе СИПКРО был образован региональный Центр гражданского образования, первым практическим делом которого стала экспериментальная работа по проекту «Гражданин».

Вскоре в работу по апробации данной методики включились пилотные образовательные организации городов Самары, Тольятти, Сызрани и Кинель — Черкасского района. В течение 1999 года в этой деятельности приняли участие 45 школ, гимназий, лицеев, где шел интересный творческий процесс «обкатки» новой педагогической технологии.

Проект пришелся по душе и школьникам, и педагогам. Ребятам было интересно изучать конкретные социальные проблемы родных территорий и готовить стратегию их разрешений. А педагоги в проекте увидели совершенно новый педагогический ресурс, который помогает школе по иному позиционировать в социуме и эффективнее влиять на формирование гражданских и патриотических качеств учащихся.

Вот как отвечали школьники из Кинель-Черкасского района на вопрос: «Почему Вам было интересно принимать участие в проекте «Гражданин»?

— Интересно чувствовать в себе личность.

— Такая деятельность повышает нашу ответственность за родную местность.

— Интересно работать над «взрослыми» вопросами, почувствовать свою значимость, обрести свою гражданскую позицию.

— Можно высказать свое мнение, которое будет услышано.

— Проект «Гражданин» помогает увидеть и оценить результаты собственного труда. Это помогает избавиться от комплекса неуверенности в себе.

— Хорошо, что нам дали шанс сделать что-то полезное для своего села.

А вот мнения по этому поводу учителей:

— Работая над проектом, дети учатся действовать в коллективе, на практике участвовать в общественно-политической жизни своего района.

— Дети изменились, они стали уверенней в себе. Они как-то по-другому стали относиться к друг другу, внимательнее, доброжелательнее и вообще почувствовали свою значимость.

— Проект «Гражданин» дал возможность нашим детям повстречаться с новыми людьми, набраться впечатлений и почувствовать себя личностями.

По итогам финала областного конкурса школьных проектов «Гражданин» (этап «Наш пакет предложений кандидатам в депутаты Государственной Думы») 18 января 2000 года в СИПКРО состоялся «круглый стол» с участием руководства Главного управления образования области, муниципальных методических служб, гостей конкурса: представителей «Учительской газеты», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Московского научно-методического Центра «Гражданин». В ходе обсуждения была отмечена успешность реализации эксперимента в образовательных организациях региона, эффективность данного проекта в формировании у учащихся активной гражданской позиции, понимания функционирования структур власти и навыков практического участия в решении конкретных социальных проблем.

Социологические опросы, проведенные сотрудниками ЦГО среди учителей, учащихся и их родителей показали положительное влияние социального проектирования на формирование у школьников чувства ответственности за положение дел на своей территории, умение находить нужные рецепты для решения локальных социальных проблем, сплоченно и компетентно работать в команде, отстаивать свою позицию перед властными структурами.

Проект «Гражданин» нашел позитивный отклик у губернатора Титова К.А., органов законодательной власти, руководителей ряда территорий области, получил широкое освещение на страницах центральных и местных изданий.

В феврале 2000 года Главное управление образования Администрации Самарской области санкционировало проведение конкурса проектов «Гражданин» в учреждениях общего и дополнительного образования Самарской области. Было утверждено Положение об областном конкурсе проектов «Гражданин».

Следует отметить, что в самарской модели социального проектирования, реализуемой с 2001 года, предусмотрен принцип разноуровневости проектной проблематики. В течение учебного года проводятся два конкурса социальных проектов: «Моя малая Родина», на котором выносятся проекты, посвященные решению локальных социальных проблем (школы, микрорайона, села, поселка) и «Родному городу, району желаем..», на котором защищаются проекты, затрагивающие проблемы крупных муниципальных образований (городов и сельских районов).

Кроме того, в год проведения выборов депутатов Государственной Думы может проходить конкурс социальных проектов «Наш пакет предложений кандидатам в депутаты Государственной Думы». На данный конкурс выносятся проекты, поднимающие проблемы общероссийского значения.

С 2000 года после серии семинаров-треннингов, методических конференций, консультаций, проводимых сотрудниками ЦГО и работников муниципальных методических служб, проект «Гражданин» органично вписался в контекст курса «ОЖС», деятельности учреждений дополнительного образования и молодежных общественных объединений.

Победителями областного конкурса на первом этапе в 2000 году стали учащиеся Экономического лицея г.Самары (проект «Установка светофора») и школы № 2 с. Кинель-Черкассы (проект «Колокола памяти»). Команды этих школ были приглашены на презентацию данных проектов на Всероссийскую неделю гражданского образования, которая проходила в Подмосковье в мае 2000 года.

Сюда, на встречу с педагогами и школьниками, приехали Министр образования Российской Федерации Филиппов В.М. и Председатель Государственной Думы Селезнев Г.Н., которые познакомились с самарскими проектами и предложили педагогической общественности страны сделать данный проект основой Всероссийской акции «Я — гражданин России», а Самарскому Центру гражданского образования взять на себя ее научно-методическое обеспечение.

В целях популяризаций технологии социального проекта «Гражданин» в системе образования страны заместитель министра образования РФ Чепурных Е.Е. предложила в приложении Положения о первой Всероссийской акции «Я — гражданин России» поместить пошаговое изложение методики этого проекта. Данная традиция утвердилась и в последующих Положениях о Всероссийских акциях.

В 2001 году школы Самарской области приняли активное участие во Всероссийской акции «Я –гражданин России». Пять из них были представлены в августе на её финале во Всероссийском детском Центре «Орленок». Социальное проектирование стало ярким примером реализации общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества.

В финале первой акции в «Орленке» участвовали 56 школьных команд из 36 субъектов Российской Федерации. Год от года росли масштабы участия российских школьников в разработке и реализации социальных проектов «Гражданин» в рамках Всероссийской акции «Я -гражданин России», которая с 2001 года стала ежегодной.

И вот уже в 23 года проходят эти масштабные смотры гражданских инициатив молодежи страны. Восемь финалов Акции проходили в ВДЦ «Орленок», другие — в разных городах России; Тольятти, Воронеже, Таганроге, Москве.

С 2006-2016 гг. данное направление патриотической деятельности молодых россиян органично вошло в контекст приоритетного Национального проекта «Образование». И ежегодно 12-15 молодых лидеров лучших школьных команд – участников финалов Всероссийской Акции «Я – гражданин России» получали премии в номинации «Поддержка талантливой молодежи».

За годы существования акции реализованы десятки тысяч социальных проектов: восстановлены многие исторические памятники, благоустроены уголки родных сел и городов, спасены от уничтожения уникальные островки природы, увековечена память героев-земляков, а главное, выросло и возмужало целое поколение молодых людей, умеющих компетентно выявлять актуальные социальные проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное в команде с единомышленниками.

В соответствии с динамикой современного развития страны последние семь лет идет процесс пересмотра принципов организации Акции: меняются количество и название номинаций, формируется её фундаментальная общероссийская цифровая платформа, вместо объемных портфолио проектов для экспертизы на заочный этап теперь надо представлять четырехстраничный социальный паспорт проекта и компактную видеопрезентацию. Однако не меняется основа социального проекта, его логика, структура и важнейшие индикаторы результативности.

Не иссякает поток новых, интересных и результативных патриотических дел тысяч молодых граждан из разных уголков России и, несомненно, в числе финалистов ежегодных Всероссийских Акции «Я- гражданин России» победителями и призерами являются и представители Самарской области. Это конкретный, ощутимый показатель сформированности чувства патриотизма и гражданственности многих тысяч российских школьников.

Вот примеры гражданских инициатив учащихся последних двух лет. Ученики ГБОУ СОШ п.г.т. Петра-Дубрава разработали комплекс мер адресной помощи землякам-участникам СВО. Команда МБУ «Школа № 90» г.о.Тольятти в проекте «СТОП-мошенники» подготовили программу формирования финансовой компетентности у людей старшего поколения, которое чаще всего становится жертвами информационного мошенничества. Результатом проекта учащихся ГБОУ СОШ «ОЦ» Южный город» стало создание многоуровневого «Музея дружбы народов Самарского края», а ребята из МБОУ Школа № 34 г.о.Самара создали на пришкольной территории учебно-тренировочный комплекс «Школьный автогородок».

В чем же причина успеха реализации этой интересной образовательно-воспитательной технологии?

Методика проекта «Гражданин» помогает ученикам не только по зову сердца приниматься за общественно- полезные дела, но и, что очень важно, тщательно и по — научному организовать работу, которую выбрали самостоятельно, и извлекать из этого жизненные уроки.

Для российских школьников проект весьма актуален тем, что в процессе конкретной деятельности знакомит их с методами и процессами, принятыми в общественно-политической деятельности, и дает им практические навыки в изменении социальной инфраструктуры родной местности.

Структура работы над проектом «Гражданин»

Проект предполагает проведенияе учащимися анализа социально-экономических проблем конкретной территории, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в сфере жизнедеятельности граждан, а также активное участие в реализации различных аспектов проекта.

Школьники, участвуя в проекте «Гражданин», приобретают и совершенствуют:

  • знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;
  • навыки анализа разнородных средств массовой информации;
  • навыки проведения простейшего социологического исследования;
  • умения деловой переписки;
  • умения обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме;
  • умение анализировать современную ситуацию на рынке труда;
  • навыки подготовки бюджета проекта, отработка способов получения спонсорской поддержки;
  • самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий;
  • умения строить конструктивное взаимодействия с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;
  • чувство ответственности и самодисциплины;
  • умение сочетать личные и общественные интересы.

Сегодня, исходя из социального заказа государства по формированию гражданской культуры подрастающего поколения системе образования стоит активно использовать потенциал социального проектирования.

Одна из главных задач современной России – кардинальная модернизация страны и нынче важно, чтобы юность России не осталась в стороне от этой большой и важной работы. Реализация новых социальных проектов будет свидетельством того, что молодое поколение принимает самое непосредственное участие в обновлении страны.