Памятка для юного экскурсовода школьного музея. (Из опыта работы МБУ «Школа №89» г.о. Тольятти)
Бахарева Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
детского объединения «ПиК» МБУ «Школа №89» г.о.Тольятти
Что такое экскурсия?
Слово «экскурсия» происходит от латинского «eхcursio – прогулка, поездка». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег«, затем — «вылазка, поездка«.
Сегодня экскурсия — это продуманный показ
достопримечательных мест, памятников истории и культуры,
в основе которого лежит анализ находящихся
перед глазами экскурсантов объектов,
а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Сущность экскурсии заключается в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.
В основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом.
— научность — содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки;
— идейность — то есть объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам;
— связь теории с жизнью — материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране;
— доходчивость — эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории;
— убедительность — обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев и участников событий, фотографиями, копиями документов и т.п.
7 важных признаков экскурсий
Интересная экскурсия — это
- отсутствие перегруженности информацией;
- увлекательный и доступный способ подачи материала;
- ориентирование на определенную категорию экскурсантов
(взрослых и детей, молодежь, иностранцев и т.д.), т.е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
- отбор литературы и составление библиографии;
- определение других источников экскурсионного материала: фонды, архивы, документы, воспоминания очевидцев и т.д.
- отбор и изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- подготовка контрольного текста экскурсии:
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты; цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
- Комплектование «портфеля экскурсовода»
Экскурсоводу школьного музея
А вы знаете, что…
… экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Но подготовка и проведение экскурсий требует настойчивости и специальных навыков.
Помните, прежде, чем ….
…выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны, а также посоветоваться с руководителем музея.
Работа над любой новой экскурсией начинается… с четкого определения цели.
Какая может быть цель?!
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам;
- эстетическое воспитание;
- расширение кругозора;
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и др.
Очень важно… соблюдать основные требования к экскурсии.
Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1-4-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х классов — 30-40 минут, 9-11-х классов — 45-60 минут. Примечание: текст экскурсии пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу отмечаются возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.
Запомните!
Типичные ошибки начинающего экскурсовода
Чтобы избежать в построении экскурсии этих ошибок, необходимо соблюдать следующие требования:
— экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
— содержание каждого вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;
— глубокое раскрытие подтем и вопросов требует строгого и последовательного отбора экспонатов, составления маршрута, который бы способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам;
— раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа;
— экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ, насыщенный новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.
И, наконец,..
…самое страшное для экскурсовода — остановиться на одном месте, выучить наизусть свою тему и механически повторять ее снова и снова.
Для того чтобы этого избежать, необходимо
- продолжать изучать выбранную тему: следить за новыми книгами и поступлениями в музей, собирать дополнительный материал и сведения об экспонатах, читать газеты и журналы, расширять свой кругозор;
- при проведении экскурсий обращать внимание на то, какие разделы и материалы пользуются у слушателей большим интересом, а какие проходят мимо их внимания, делать из этого соответствующие выводы;
- постоянно совершенствовать свое мастерство: посещать музеи, слушать других экскурсоводов, запоминать интересные факты, отмечать удачные приемы показа и анализа экспонатов, работы с группой.
Список использованной и рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов
1. В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. — М.: РМАТ, 1998.
2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. — М.: «Советский спорт», 2001.
4. Музейные экскурсии: Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1991 .
5. Профессия «Экскурсовод»: Учебно-методические материалы. — М.: РИБ «Турист», 2000.
6. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.
Виноградова И.Г. Методика экскурсоведения. Для чайников, 2022
ISBN 978-5-0055-4037-9
Добрина Н.А. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. – М : ФЛИНТА, 2013. – 288 с.
ISBN 978-5-9765-1118-7
Ермакова, Ж.А. Основы экскурсионной деятельности в туристской индустрии: учебное пособие / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2020. – 109 с.