Памятка для юного экскурсовода школьного музея. (Из опыта работы МБУ «Школа №89» г.о. Тольятти)


Бахарева Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

детского объединения «ПиК» МБУ «Школа №89» г.о.Тольятти

Что такое экскурсия?

Слово «экскурсия» происходит от латинского «eхcursio – прогулка, поездка». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег«, затем — «вылазка, поездка«.

Сегодня экскурсия — это продуманный показ

достопримечательных мест, памятников истории и культуры,

в основе которого лежит анализ находящихся

перед глазами экскурсантов объектов,

а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии заключается в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.

В основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом.

— научность — содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки;

— идейность — то есть объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам;

— связь теории с жизнью — материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране;

— доходчивость — эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории;

— убедительность — обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев и участников событий, фотографиями, копиями документов и т.п.

7 важных признаков экскурсий

Интересная экскурсия — это

  • отсутствие перегруженности информацией;
  • увлекательный и доступный способ подачи материала;
  • ориентирование на определенную категорию экскурсантов

(взрослых и детей, молодежь, иностранцев и т.д.), т.е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.

  • отбор литературы и составление библиографии;
  • определение других источников экскурсионного материала: фонды, архивы, документы, воспоминания очевидцев и т.д.
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии;
  • подготовка контрольного текста экскурсии:

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты; цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

  • Комплектование «портфеля экскурсовода»

Экскурсоводу школьного музея

А вы знаете, что…

… экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Но подготовка и проведение экскурсий требует настойчивости и специальных навыков.

Помните, прежде, чем ….

…выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны, а также посоветоваться с руководителем музея.

Работа над любой новой экскурсией начинается… с четкого определения цели.

Какая может быть цель?!

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам;
  • эстетическое воспитание;
  • расширение кругозора;
  • получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и др.

Очень важно… соблюдать основные требования к экскурсии.

Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1-4-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х классов — 30-40 минут, 9-11-х классов — 45-60 минут. Примечание: текст экскурсии пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу отмечаются возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.

Запомните!

Типичные ошибки начинающего экскурсовода

Чтобы избежать в построении экскурсии этих ошибок, необходимо соблюдать следующие требования:

— экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

— содержание каждого вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;

— глубокое раскрытие подтем и вопросов требует строгого и последовательного отбора экспонатов, составления маршрута, который бы способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам;

— раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа;

— экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ, насыщенный новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.

И, наконец,..

…самое страшное для экскурсовода — остановиться на одном месте, выучить наизусть свою тему и механически повторять ее снова и снова.

Для того чтобы этого избежать, необходимо

  • продолжать изучать выбранную тему: следить за новыми книгами и поступлениями в музей, собирать дополнительный материал и сведения об экспонатах, читать газеты и журналы, расширять свой кругозор;
  • при проведении экскурсий обращать внимание на то, какие разделы и материалы пользуются у слушателей большим интересом, а какие проходят мимо их внимания, делать из этого соответствующие выводы;
  • постоянно совершенствовать свое мастерство: посещать музеи, слушать других экскурсоводов, запоминать интересные факты, отмечать удачные приемы показа и анализа экспонатов, работы с группой.

Список использованной и рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов

1. В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. — М.: РМАТ, 1998.

2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. — М.: «Советский спорт», 2001.

4. Музейные экскурсии: Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1991 .

5. Профессия «Экскурсовод»: Учебно-методические материалы. — М.: РИБ «Турист», 2000.

6. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.

7. https://clc.ink/8427ml58h

Виноградова И.Г. Методика экскурсоведения. Для чайников, 2022

ISBN 978-5-0055-4037-9

8. https://clc.ink/7517YqGad

Добрина Н.А. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. – М : ФЛИНТА, 2013. – 288 с.

ISBN 978-5-9765-1118-7

9. https://clc.ink/9157hBOxi

Ермакова, Ж.А. Основы экскурсионной деятельности в туристской индустрии: учебное пособие / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2020. – 109 с.