Из опыта работы над социальными проектами «Гражданин»


Кирина Марина Юрьевнаконсультант Управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области

Мое первое и весьма поверхностное знакомство с проектом «Гражданин» состоялось еще в конце 90-х годов 20 столетия. Не скрою, не поняв тогда его методологии и технологии, я решила, что это совсем не моё.

Придя в 2000 году в Кинель-Черкасскую школу № 3 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе, я уже непосредственно, в силу должностных обязанностей, должна была курировать этот проект, а значит, самой в нем разобраться.

Уже тогда Кинель-Черкасский проект «Колокола памяти» гремел на всю страну. В Кинель-Черкассах проводился и фестиваль с одноименным названием, на который съехались дети со всех концов России. Фестиваль проходил на 5 площадках, где разыгрывались целые спектакли о войне, а в основу сценариев были искусно вплетены отрывки из творческих работ детей, посвященных воспоминаниям очевидцев о первом и последнем дне Великой Отечественной войны.

Работы-победители были очень сильными, и перед мысленным взором зрителей, как живые, вставали образы героев тех лет, давно ушедших родственников и друзей, целые картины из прошлого. Когда ты попадаешь в такую яркую и насыщенную эмоциями атмосферу, сам заряжаешься сильными эмоциями и заражаешься общим настроением.

Это дало свои результаты: и дети-участники школьной инициативной группы проекта «Гражданин», и учителя увлеченно работали уже над следующим проектом: «Карта районного центра с. КинельЧеркассы».

Дети взрослели вместе с этим проектом. Из девчонок и мальчишек, боявшихся брать интервью у взрослых, высказывать свои соображения, выступать перед большой аудиторией, они превращались, пусть и постепенно, в уверенных в своих силах «специалистов».

Научившиеся формулировать и идентифицировать проблему, они образно обосновали идею создания карты села.

Село с каждым годом изменяется, растет, появляются новые улицы. Их уже было больше 100. В селе появилось такси, но многие водители даже представления не имели о том, где находится та или иная улица.

В школе была хорошо развита информационная среда, поэтому на факультативных занятиях по информационным технологиям, под руководством преподавателя Ванюхиной Н.А. ребята начали создавать свой вариант карты.

Ребята узнали основные принципы картостроения, познакомились с программами для создания карт местности и сделали нужное и полезное дело. Безусловно, первая карта была довольно простенькой, работа была не на самом высоком уровне, но она была очень востребована как таксистами, так и гостями района, гражданами села, которые хотели приобрести ее как сувенир.

Дети просто жили этим проектом, «пропадали» в школе в кабинете информатики, ходили по разным инстанциям, интервьюировали граждан… Их глаза буквально горели! Каждый хотел всё сделать на высшем уровне.

Стоит ли говорить, что мы легко прошли все этапы конкурса от школьного до областного. Знание технологии проекта, помноженное на энтузиазм и интерес детей, сделал свое дело: мы заняли второе место в областном конкурсе проектов «Гражданин» в 2004 году.

А потом нас ждал Всероссийский лагерь «Орленок», где проводился финал Всероссийской акции «Я — гражданин России». И вот там нас ждал действительно ошеломляющий успех.

В показе проектов на секции команда приложила максимум усилий и мы вошли в пятерку лучших проектов акции, а затем, несмотря на сильнейших соперников, получили еще и приз зрительских симпатий!

Безусловно, победа всегда приятна и стимулирует как детей, так и педагогов на продолжение работы. А изюминка социального проекта состоит в том, что работая над конкретной темой, можно еще найти «целый ворох» нерешенных проблем и развивать уже завершенную тему в различных других направлениях.

Так случилось и с темой «Карта села Кинель-Черкассы», она получила свое дальнейшее развитие сразу в двух новых проектах: «Электронная карта с.Кинель-Черкассы», который впоследствии был широко представлен, в Страсбурге на международной встрече представителей молодежи России и Франции, и проект «Положение о порядке присвоения имен улицам села Кинель-Черкассы», занявший 2 место в областном конкурсе проектов «Гражданин» в 2005 году.

Стоит отметить, что последний проект я считаю наивысшим достижением в развитии детей, увлеченных проектом «Гражданин».

Поясню. Обычно в ходе работы над проектом учащиеся исследуют нормативную базу и, опираясь на нее, предлагают пути решения той или иной проблемы. В данном случае наши «старшие», уже имеющие серьезный опыт работы в рамках проекта, увидели брешь в нормативной базе: отсутствие нормативного регулирования процесса присвоения имен улицам села.

В данном проекте я уже выступала не учителем, а координатором. Ребята практически все шаги делали самостоятельно, но требовалась определенная координация проекта, контроль за деятельностью разных групп проектировщиков.

В ходе проекта школьники умело находили аналогичные примеры из практики других муниципалитетов, городов и т.д.

Сделав запрос в Собрание представителей Кинель-Черкасского района, ребята выяснили, что такого рода нормативный документ отсутствует, ознакомились с порядком обоснования и рассмотрения правовой инициативы, как она должна быть оформлена, этапы ее рассмотрения.

Ребята ощущали свою ответственность в этом проекте, очень доказательно выступили перед соответствующим комитетом Собрания представителей, который затем рекомендовал принять разработанное ребятами Положение.

Положение было принято, а мы были приглашены в Самарскую Губернскую Думу, где представили наш проект как образец ученического нормотворчества.

Впоследствии команда учащихся представляла школу на различных научно-практических конференциях, творческих конкурсах и др. Они получили навыки работы со специальной литературой, выгодно отличались от других школьников умением выступать перед аудиторией, логично выстраивать свои проекты.

Хочется вполне ответственно утверждать, что методология, технология, инструментарий проекта «Гражданин» способствуют не только интеллектуальному развитию учащихся, но и реально формируютт комплекс гражданских качеств сознательных членов местного сообщества, желающих максимального обустройства своей малой родины.

Сегодня, работая в Управлении проектно-аналитической деятельности, могу с уверенностью сказать, что мне в моей работе очень помогает знание и понимание теории проектной деятельности и практическая работа в рамках проекта «Гражданин».