Влюбленный в небо


Васюткин Сергей Владимирович,

старший методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ,

руководитель Областной социально-педагогической программы

развития историко-литературного краеведения

«Литература и современность»

Эта статья посвящена выдающемуся педагогу Куйбышевского Дворца пионеров и школьников, наставнику, летчику и авиатору – Николаю Семеновичу Юдину.

Николай Семенович родился в 1912 г. в Оренбурге в казачьей семье. Его отец был сотником в Оренбургском казачьем войске, во время Первой мировой войны дослужился до чина есаула, но получил ранение и умер в 1916 год после операции в больнице. После его смерти Николай Семенович жил с матерью, она работала в военкомате, а затем воспитателем в детском доме. Матери Николай Семенович тоже лишился рано, она умерла в 1925 году от туберкулеза. Оставшегося вдвоем с сестрой без попечения родителей, Николая Семеновича спасло государство, выплачивавшее сиротам пенсию1.

Среднюю школу Николай Семенович закончил в 1929 году в городе Коктебеле. C 1931 году по 1934 устроился работать начальником пионерской школы в Оренбурге. А с 1934 по 1936 год Юдин работал начальником летной части и инженерной станции Куйбышевского аэроклуба, являясь командиром отряда2.

Николай Юдин стал одним из первых в стране мастеров планерного спорта. В 1933 году все советские и зарубежные газеты писали о беспримерном по дальности планерном полете Оренбург — Москва — Крым. Тогда молодой планерист Николай Юдин установил мировой рекорд на дальность полета буксируемой безмоторной машины.

Это не единственный рекорд, связанный с именем Юдина. В печати о нем говорили как о смелом экспериментаторе, пытающемся сказать новое слово в планерном деле.

Представьте себе: планер стоит на земле, и вдруг в небе появляется самолет. Он снижается над аэродромом, но посадки не делает, а, пролетев над планером, ловко подхватывает буксировочный трос и нет планера на земле: он следом за самолетом взмыл в воздух. Так вот, автор этого необычайного «похищения»— Николай Юдин. Американцы сумели проделать этот, как они выражались, «трюк» только через восемь лет. Юдину принадлежат также расчеты и осуществление посадки самолета и планера одновременно, без расцепки. Или еще… Летит в небе аэроплан. За ним на тросе планер. И вот в баках самолета кончилось горючее. Что ему остается делать? Идти на посадку. Так он и делает. Отцепляет планер и приземляется. А планер? Ему тоже надо выбирать место посадки и планировать? Оказывается, не обязательно: его на лету может подхватить другой самолет и отбуксировать куда надо. Все это и проделывал в куйбышевском небе над Осоавиахимовским аэродромом мастер спорта летчик-инструктор аэроклуба Николай Юдин3.

В 1936 году случилась беда: во время экспериментального, предшествующего новому рекорду полета оборвался буксировочный трос и свободным концом зацепился за провода высоковольтной линии. Планер разбился. Когда Юдина привезли в больницу, врачи обнаружили четырнадцать открытых переломов ног. Кости, по существу, были раздроблены. Начался длительный период восстановления и реабилитации, длившийся полтора года. Начиная с августа 1936 года молодой пилот был прикован к больничной койке. Николай Семенович стал инвалидом: мог передвигаться только на костылях и протезах. Но еще там, в больнице, твердо решил вернуться в небо, снова встать в строй советских летчиков. И он осуществил свою мечту.

Николая Семеновича приняли в аэроклуб без права летать и предложили читать теоретические предметы. И он с радостью согласился, начал вести курс теории полета, аэронавигацию, материальную часть самолета и планера4.

Во Дворец пионеров Николай Семенович пришел работать в феврале 1938 года. Кроме должности руководителя авиамодельного кабинета, он был назначен заведующим техническим отделом5. Тогда, в 1938 году, авиамодельный кабинет занимал кабинет для занятий хореографией на первом этаже.

Согласно воспоминаниям одного из первых кружковцев – Якова Абрамовича Игудина: «Будучи очень разносторонним человеком с большим кругозором и эрудицией Николай Семенович живо и увлекательно проводил свои занятия, причем как бы незаметно использовал в своих беседах данные из различных разделов физики, математики, начертательной геометрии, металлургии. Это заставляло нас лучше заниматься в школе, глубже изучать эти науки. Юдин пользовался у нас — мальчишек непререкаемым авторитетом и уважением. Общаясь с ним долгие годы, мы учились у него мудрости житейской, такту в общении с людьми, разумному подходу к решению технических вопросов. Занятия в кружке помогли нам воспитать в себе целеустремленность, настойчивость, умение владеть столярным и слесарным инструментом, коллективизм. Все эти качества очень пригодились нам в жизни»6. Ребята принимали активное участие во всех выставках, олимпиадах, соревнованиях.

Однако мирную педагогическую работу прервала война. Для Николая Семеновича это был вызов. Трудное дело добиться, чтобы инвалида зачислили в Красную Армию. Но терпенье, страсть и настойчивость Юдина сделали свое дело. Ему присвоили воинское звание старшего лейтенанта и поручили подготовку военных пилотов десантных планеров.

Но как возможно специалисту «прикованному к земле» передать свой опыт курсантам? Медицинская комиссия и думать запретила о небе, Юдин начинает «уходить» без разрешения. А уж когда почувствовал, что находится в прежней форме и в искусстве управления аппаратом не уступает здоровым летчикам, потребовал от медицинской комиссии, чтобы его проверили повторно и уже официально разрешили летать. Николай Семенович добился своего: разрешили. Так в напряженном педагогическом труде прошла для Николая Семеновича Великая Отечественная война.

Страна и народ возвращались к мирной жизни. С утроенными силами Николай Семенович вновь принялся за труд по техническому и авиамодельному воспитанию мальчишек во Дворце пионеров. Ребята вновь начали активно строить самолеты и принимать участие в соревнованиях авиамоделистов. В 1946 году воспитанники Дворца – Любушкин и Абрамов установили рекорд высоты на Всесоюзных соревнованиях в Москве. Однако, уже в 1947 году этот рекорд был побит другим воспитанником авиамодельного коллектива Куйбышевского Дворца пионеров – Щекатуриным Эдуардом с моделью самолета с бензиновым двигателем 7. Модель поднялась на высоту 3624 метра и летала 1 час 5 минут, за школьник был награжден поездкой в «Артек», где встречался с легендарными героями Советского Союза — А.И. Покрышкиным и И.И. Кожедубом8.

Николай Семенович не только учил ребят строить авиационные модели, но и учил любить и уважать труд. Для многих он «привил любовь к авиации, к голубому чистому небу, к полетам в нем»9. Многие воспитанники стали впоследствии летчиками, авиаконструкторами, работавшими на ведущих авиационных заводах страны. Опыт мастера они передали уже своим ученикам. Самарский Дворец детского и юношеского творчества бережно хранит память о выдающемся педагоге, влюбленном в небо, — Николае Семеновиче Юдине.


1СОГАСПИ, Ф. 1004, Оп. 20, Д. 3119, Л. 2.

2Там же.

3Архив исторических материалов ГБОУ ДО СО СДДЮТ, Ф. «Технический отдел», Д. «Военный планерист Николай Юдин», Л.1.

4Там же.

5СОГАСПИ, Ф. 1004, Оп. 20, Д. 3119, Л. 2.

6Архив исторических материалов ГБОУ ДО СО СДДЮТ, Ф. «Технический отдел», Д. «Воспоминания Игудина Якова Абрамовича», Л.1.

7Архив исторических материалов ГБОУ ДО СО СДДЮТ, Ф. «Технический отдел», Д. «Автобиография Гололобова Олега Георгиевича», Л. 3.

8Архив исторических материалов ГБОУ ДО СО СДДЮТ, Ф. «Технический отдел», Д. «Биография Щекатурина Эдуарда Константиновича», Л. 1.

9Архив исторических материалов ГБОУ ДО СО СДДЮТ, Ф. «Технический отдел», Д. «Автобиография Гололобова Олега Георгиевича», Л. 1.