Дополнительное образование как эффективный ресурс в профилактике и преодолении школьной неуспешности


Журавлева Светлана Владимировна,

старший методист

Регионального модельного центра

дополнительного образования детей

в Самарской области

ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Проблема детей с трудностями в обучении — одна из ключевых для российского школьного образования, масштаб и острота которой подтверждаются данными исследований, в том числе международных. Специалисты Института образования НИУ ВШЭ проводят в настоящее время первое отечественное лонгитюдное исследование школьной неуспешности. В центре внимания исследования — образовательная неуспешность детей. Изучение факторов формирования школьной неуспешности и обоснование путей ее преодоления — одно из наиболее значимых направлений современных образовательных исследований.

Согласно данным исследования НИУ ВШЭ, а также результатам диагностики PISA, 22% школьников отличаются низкими академическими результатами. Школьная неуспешность напрямую зависит от:

— социально-экономического статуса семьи;

— уровня образования родителей;

— уровня мотивации и контроля родителей над успеваемостью учащихся;

— профессиональной компетентности педагога.

По мнению экспертов, негативные эффекты этой проблемы проявляются в судьбах конкретных детей, сказываются на благополучии территорий, имеют долгосрочное влияние на качество человеческого капитала страны.

Большая роль в решении данной проблемы отводится системе дополнительного образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 годаодной из задач, стоящих перед педагогическим сообществом, является «использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ».

«Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на профилактику и преодоление школьной неуспешности, в том числе реализуемых в каникулярный период», является одним из ключевых мероприятий в региональной «Дорожной карте по развитию отраслевой системы дополнительного образования на 2022-2024 годы».

Многие отечественные и зарубежные педагоги говорили о важности формирования и развития мотивации у детей к учению. Мотивация укрепляет желание овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов. Заставить учиться, наверное, можно, но не всегда это приносит желаемые результаты. К.Д. Ушинский — русский писатель, педагог говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К сожалению, современное образование предъявляет к обучающимся огромное количество требований, при этом внедрению индивидуального подхода и диагностике возможностей каждого ребенка уделяется минимум внимания. Масштабность возлагаемых на учащихся обязанностей, перегрузка в учебное и внеурочное время, «оценочность» школьной системы, стрессовые ситуации в школе и за ее пределами – все это приводит к возникновению комплекса неуспешности у детей и подростков.

Образовательная неуспешность школьников становится серьезной проблемой в их академическом продвижении и социальной адаптации. А дополнительное образование может стать важным ресурсом в преодолении этого серьезного жизненного барьера и эффективным способом борьбы со школьной неуспешностью у детей разного возраста. Данный вид образования обладает рядом особенностей, которые позволяют воспитать развитую и успешную личность:

  1. Отсутствие стандартов, строгого оценивания, излишнего контроля, сравнения. Возможность у ребенка проявить себя без страха показаться не таким как все.
  2. Гибкость, многообразие форм и содержания, методов обучения и видов деятельности, использование самых разные типов занятий, в том числе игр, конкурсов, творческих проектов, исследовательских работ, командных соревнований, походов и экспедиций.

2. Индивидуальный подход, учет особенностей развития, способностей и интересов каждого обучающегося (индивидуальные траектории развития, персональные домашние и творческие задания).

4. Создание условий для работы в команде, развития у ребенка социальных компетенций, самостоятельности, активности, уверенности в себе.

5. Заинтересованность педагога в вовлеченности детей, развитии одаренности. Создание ситуации успеха и использование смены видов деятельности позволяет повышать продуктивность детей на занятиях, чувствовать свою значимость, видеть свой потенциал, получать удовлетворенность результатами своей работы.

6. Доступность и практико-ориентированность учебных материалов, используемых на занятиях, помогают расширять у детей кругозор, обогащать их жизненный опыт.

И, самое главное, дополнительное образование дает возможность ребенку сделать самостоятельный выбор. Он имеет право определиться с направленностью и профилем объединения, а также впоследствии поменять программу, направление и педагога.

Что касается непосредственно дополнительных общеразвивающих программ, то большинство из них включают в себя задачи по углублению, структуризации школьного материала и позволяют расширить имеющиеся знания, получаемые на уроках в школе. Какие же программы можно отнести к программам по профилактике и преодолению школьной неуспешности? На основе изучения методической литературы и регионального опыта по решению данной проблемы, представляем вашему вниманию примерную типологию дополнительных общеразвивающих программ по преодолению школьной неуспешности:

  • Программы психолого-педагогические (формирование социальной активности, коррекция общения, поведения, жизненное самоопределение, самовыражение, самосовершенствование, воспитание уверенности в себе, повышение самооценки, силы воли, логопедические программы, подготовка к школе и др.) – направленность в основном социально-гуманитарная.
  • Программы исследовательской и поисковой деятельности в области различных наук – направленности программ: естественно-научная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная, техническая и др.
  • Программы, дополняющие и расширяющие знания по основным предметам (математика, русский язык, иностранный язык, химия, физика, биология, география и др.) – направленность может быть естественно-научная, социально-гуманитарная, техническая и др.
  • Программы, стимулирующие научно-техническое, инженерное, технологическое творчество детей – техническая направленность и др.
  • Профориентационные программы всех шести направленностей.

По результатам мониторинга состояния программно-методического обеспечения организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в Самарской области, проведенного в мае-июне 2023 года выявлено, что в образовательных организациях дополнительного образования детей реализуются 1906 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на профилактику и преодоление школьной неуспешности.

По данным Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Самарской области «Вега» в 2023 году организовано и проведено 470 каникулярных профориентационных школ на базах учреждений общего и дополнительного образования, где реализовались в том числе программы по профилактике школьной неуспешности. Охват обучающихся составил 10492 школьников.

В 2023 году проведен ряд методических мероприятий (методическое объединение методистов опорных центров дополнительного образования, вебинары для руководителей опорных центров дополнительного образования), направленных на выработку общих методических подходов к определению понятия «школьная неуспешность» и типологии программ по преодолению школьной неуспешности.

Подводя итог, можно сказать, что дополнительное образование положительно влияет на формирование личности обучающихся, способствует укреплению познавательной и образовательной мотивации, профессиональному самоопределению и является эффективным ресурсом в преодолении школьной неуспешности.

Список использованных источников:

  1. Амбарова П., Зборовский Г., Захарова Л. Дополнительное образование как ресурс преодоления образовательной неуспешности. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoeobrazovaniekakresurspreodoleniyaobrazovatelnoyneuspeshnosti (дата обращения:17.05.2023)
  2. Аналитическая справка по итогам мониторинга программно-методического обеспечения организаций Самарской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. —URL: http://rmc.pionersamara.ru/index.php/metodicheskiematerialy (дата обращения: 24.11.2023)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р).—URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 24.11.2023)
  4. Медведева К.А. Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог/К.А. Медведева, А.В. Нарышкина. — Текст: непосредственный//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.—С.21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11905/ (дата обращения: 24.11.2023).
  5. Профилактика школьной неуспешности: методические рекомендации для руководителей, педагогов-психологов и учителей ОО / сост. Д.В. Пожиленков, Е.Н. Забуга, О.В. Шишнева. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2022 – 76 с.