Традиции и ценностные ориентиры в воспитательном процессе
Бодрова Татьяна Евгеньевна,
директор ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»,
член регионального координационного совета Российского движения детей
и молодёжи «Движение первых», кандидат педагогических наук
2023 год – год Педагога и Наставника, год 105-летия Комсомола, год 105-летия системы внешкольного дополнительного образования в России. Мы получили в наследство уникальную систему дополнительного образования, не имеющую аналогов ни в одной стране мира, и уникальные институты воспитания, основанные на принципах дружбы, добра и справедливости.
Все это еще раз доказывает, что все процессы воспитания в нашей стране имеют серьезную фундаментальную основу.
В советское время существовала стройная система воспитания подрастающего поколения через единую общественную организацию с четкими возрастными характеристиками: октябрята, пионеры, комсомольцы. На задачи воспитания работал институт старших пионерских вожатых.
В нашем Куйбышевском Дворце пионеров активные школьники занимались в городских штабах: «Звездочка», «Парус», «Задор», «Зарница», клубе интернациональной дружбы. И подобная система существовала во всех городах и районах нашей страны.
В каждой школе работала система пионерских отрядов и комсомольских классов, школьного комсомольского и пионерского актива.
На практике знаю, каким убийственным для системы воспитания, для всех нас, стал нормативный акт 1991 года «О деполитизации школьной жизни», когда в один миг из школ ушли Пионерия и Комсомол. А осколки детского актива собрали старые добрые Дворцы пионеров и Федерация детских организаций.
Хочу отметить, что даже на сломе экономической формации, благодаря нашим областным руководителям Константину Алексеевичу Титову и Ефиму Яковлевичу Когану, мы смогли сохранить систему дополнительного образования и воспитания в Самарской области.
Но мы понимаем, что за это время ценностные ориентиры современных детей и молодёжи очень сильно изменились.
Вот какие проблемы выявлены в результате исследования Института развития детства, семьи и воспитания РАО о ценностной ориентации современной молодёжи:
- Активная жизненная позиция не является приоритетом (для 60%).
- Материальная обеспеченность для учащихся и молодёжи важнее чем интересная работа.
- Воспитанность и хорошие манеры не важны (для 40% учащихся).
- Честность, чувство долга и ответственность не является значимыми качествами.
- Дисциплинированность имеет значение только для каждого пятого.
- Самостоятельно формируют свои ценностные ориентиры (72% учащихся).
- Нежелание учащихся и их родителей принимать участие в активностях и инициировать мероприятия в образовательной организации.
Поэтому еще с 2013 года на площадке Общественной палаты Самарской области мы включились в разработку проекта по созданию единой детской организации — и это стало основой для создания РДШ.
Российское движение школьников (Указ Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года) – первый заказ государства на воспитание.
Логическое завершение этого процесса — введение в штатное расписание школ и СПО должности советника директора по воспитанию и работе с общественными организациями (Утвержденный Президентом РФ «Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» (26.06.2022 г.) и создание единой детской организации «Российское движение детей и молодёжи» «Движение первых!» (Федеральный закон от 4 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»), которая объединит все существующие детские организации под единую государственную идеологию воспитания, основанную на традиционных российских ценностях.
Для нас очень важно, чтобы два этих важных института воспитания работали вместе на воспитание и помогали школе в решении важных задач, которые перед нами ставит Министерство просвещения Российской федерации.
- Адресное вовлечение подростков в социально полезную деятельность.
- Рост числа детей — участников Всероссийских конкурсов и проектов.
- Вовлечение родителей в воспитательную работу образовательных учреждений.
Безусловно важно участие детей в конкурсах и проектах всех уровней: от школьного до регионального, и, при всем при этом, мы должны обратить особое внимание на формирование детского коллектива, развитие коллективных форм творческой работы, сотворчество детей и взрослых.
Давайте привнесём в практику дух романтики и дружбы и вспомним главный принцип коллективного творческого дела Игоря Петровича Иванова: «Вместе планируем! Вместе выполняем! Вместе анализируем! Вместе движемся дальше!», сохраним дух романтики и дружбы.
В настоящее время Самарскому Дворцу детского и юношеского творчества от имени министерства образования и науки Самарской области поставлена конкретная задача – курировать деятельность Регионального центра «Навигаторы детства» и создать два сектора по методическому сопровождению проектов «Навигаторы детства» и «Российское движение детей и молодёжи «Движение первых».
Кроме того, сегодня крайне важно воспитывать ребят на принципах сохранения исторической правды!
По поручению Президента нашей страны Министерство просвещения РФ выпустило единые учебники истории. Существенно доработан раздел о Великой Отечественной войне и решающей роли именно нашего государства — Советского Союза в разгроме фашизма в самой кровопролитной войне в истории человечества.
Как отмечают члены редколлегии, единые учебники истории необходимы не только для того, чтобы спроектировать единое образовательное пространство, но, прежде всего, чтобы укрепить российские духовно-нравственные ценности. Вклад СССР в поражение Германии был неоспоримым. Но со временем в Европе стали забывать, кто именно освободил Запад от фашизма.
Французский институт общественного мнения в мае 1945, в 1994, 2004 и 2015 годах проводил опрос среди жителей республики. Респондентам задавали вопрос: «Какая, по вашему мнению, нация внесла наибольший вклад в поражение Германии в 1945 году?»
Если в мае 1945 года 57% ответили, что СССР, то в 2015 году 54% считали, что решающий вклад у США, а СССР всего 23%.
Почему некоторые стремятся исключить нашу страну из героической истории Второй мировой войны, хотя Победа и роль в ней нашей страны бесспорны. В ХХ веке не было более значимой и более позитивной реакции мира в отношении СССР, чем на Победу. Именно поэтому сегодня такие мощные попытки опровергнуть, перечеркнуть позитивный образ России. Это делается для того, чтобы приуменьшить роль нашей страны в истории и современности.
Это очень серьёзные вызовы, и наша общая задача преодолеть их, изучая нашу историю и воспитывая гордость за героическое прошлое и настоящее нашей Родины через различные формы работы. Это участие школьников во Всероссийских проектах: «Гражданин», «Знание», «Без срока давности», «Диктант Победы», «Сила в правде», «Письмо солдату» движении «Юнармия» и военно-патриотических клубов.
В этом году исполняется 45 лет, как в Куйбышеве / такое имя носил наш город/ у Вечного Огня на площади Славы был открыт круглогодичный школьный комсомольско-пионерский Пост номер 1.
Следуя этой замечательной традиции, школьники и студенты сегодня во всех уголках нашей области несут почетную вахту у памятников и обелисков.
Сегодня очень важна память о защитниках нашей страны всех времён: Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, участников специальной военной операции.
Важна продуманная, искренняя работа школьных музеев, помощь участникам специальной военной операции и их семьям.
И всегда в нашей работе важна региональная повестка, а она у нас очень значительная!
7 ноября — Парад памяти, посвященный военному параду 7 ноября 1941 года.
13 января День рождения Самарской Губернии
18 мая День Самарского Знамени.
Впереди новые проекты. Впереди новые идеи. И в основе нашей работы всегда должна быть реализация положений Указа Президента РФ от 9 ноября 2022г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
Для нас основные базовые ценности неизменны.
Это — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Мы все месте должны в каждом ребенке воспитать гражданина, который в будущем будет готов связать свою жизнь со своей страной, работать на её благо и защищать её. Это не простая задача, но очень важная и благородная
В этой интересной и созидательной работе мы всем нам желаем серьёзных успехов!