Формирование семейных ценностей посредством внедрения актуальных форм воспитательной работы в условиях интеграции общего и дополнительного образования


Фокина Лариса Александровна, методист МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара

Говоря об интеграции общего и дополнительного образования, мы подразумеваем процессы воспитания и развития человека. Объединение  ресурсов этих образовательных институтов позволит обогатить содержание и формы учебной деятельности; сблизить процессы воспитания, обучения и развития; предоставить выбор индивидуального маршрута; создать условия для достижения обучающимися успеха; решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Приоритетными задачами в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г являются: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию, поддержка семейного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», формируется чувство патриотизма, уважение к защитникам страны и подвигам Героев Отечества, закону, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и ОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Объединение усилий общего и дополнительного образования в вопросах семейного воспитания направлены на формирование компетентности родителей, развитие социальной компетентности ребёнка как успешного семьянина; развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах поддержки семьи и ее воспитательного потенциала.

На протяжении многих лет наш Центр занимается темой взаимодействия поколений. С 2014 года Центр реализует проектные инициативы в рамках Стратегии комплексного развития г.о. Самара. Большинство из проектных инициатив были направлены на работу с семьёй.

С 2014 года Центр реализует  проект Семейного клуба по направлению Школа для родителей. Задачи проекта: повышение педагогической компетентности родителей; формирование позитивного опыта семейного воспитания; снятие затруднений в детско-родительских отношениях; формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга, пропаганда здорового образа жизни. Одним из главных направлений в работе клуба является психолого-педагогическое просвещение родителей.

В рамках проекта были апробированы различные формы работы с родителями, наиболее успешными из них стали: родительские конференции, круглые столы по обмену опытом семейного воспитания, консультации, встречи со специалистами медицинского профиля, Центра «Семья», психологами, тренинги, практикумы. Районные конкурсы семейного творчества. Совместное участие детей и взрослых в тематических, календарных, досуговых мероприятиях, ток-шоу. Мастер-классы по ИЗО и ДПИ для детей и их родителей, создание детско-родительских проектов. Благотворительные и экологические акции. Спортивно-оздоровительные мероприятия с участием детей и взрослых: турниры, соревнования, игровые программы. Походы выходного дня.  Работа семейного клуба в нашем учреждении продолжается, наполняясь новыми современными направлениями: совместные занятия и мастер-классы для детей и родителей по робототехнике, арттерапии, профориентационная  работа.

В наших конкурсах и мероприятиях принимают  участие дети и члены их семей из школ города Самары. Таким образом, решаются задачи по формированию семейных ценностей совместно с учреждениями общего образования. При дальнейшем развитии данного подхода повысится педагогический потенциал дополнительного образования, а также, воспитательный потенциал общего образования, что повлияет не только на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка и его семьи.