Формирование коллектива через социальное проектирование


Данилова Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ № 14 им. Н.Г. Касьянова г. Жигулевск.

Формирование сплоченного классного коллектива — задача трудная и не всегда выполнимая. Педагог должен сам обладать организаторскими способностями, чтобы развивать индивидуальные способности каждого ребенка. Для учащихся должен быть другом и в то же время обладать авторитетом, вовремя корректировать работу коллектива. Решить эту задачу может только насыщенная интересными делами жизнь класса.

Для эффективного взаимодействия нужно найти в подростках данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и обратить их в социально значимую деятельность.

Как учитель изобразительного искусства и технологии, всегда стараюсь прививать своим ученикам любовь к искусству, красоте и творчеству. Для работы с классным коллективом найдена наиболее оптимальная форма внеклассной работы – социально направленное проектирование. Проектная деятельность в наше время является актуальной, т.к. позволяет  научить детей самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки,  самим что-либо создавать.  Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. В результате работы получается социально-значимый продукт, имеющий практическую значимость и созданный на благо людей. Объектами, на которые направлены наши проекты, являются социальные отношения (отношения к старикам, к инвалидам, к детям и т.д.) и социальная среда (места отдыха, фасад школы). 

Один из проектов, который был реализован уже четыре  раза – это оформление окон фасада школы к Новому году. Все ребята класса вырезали бумажные снежинки, а наиболее активная группа класса наклеила их на окна. Сложность проекта в том, что все окна должны были быть оформлены в едином стиле, количество окон большое (около 50), а время ограничено. Ежегодно рисунок на окнах меняется.

По инициативе ребят  два года подряд  ранней весной сажали  рассаду цветов – бархатцы, циннии, агератум, львиный зев, петунии. До наступления благоприятного для посадки периода, ребята ухаживали за растениями, поливали их, удобряли. В первый год рассада была высажена на клумбе в городском больничном парке. Во второй раз – на клумбах в пансионате для ветеранов войны и труда и пришкольном участке. Мальчики копали лунки и носили воду, а девочки сажали рассаду и поливали ее. Посадки были приурочены к празднованию дня Победы. Все лето высаженные растения радовали  местных жителей, ветеранов пансионата, учащихся школы.

Еще один проект, который был реализован в этом году, – изготовление талисманов для поздравления с Днем защитника Отечества мобилизованных, несущих службу в составе СВО. Ребята с большим желанием шили талисманы, а затем разрисовывали их.

Впереди повторная реализация еще одного проекта – это посадка рассады цветов для пансионата. Уже закуплены семена цветов, грунт и посадочные ящики.

Нужно отметить, что ребята всегда с радостью откликаются на предложение сделать ту или иную работу, часто сами предлагают свою помощь, им интересно наблюдать и результат своего труда. Коллективный труд позволяет передавать свои знания и умения другим членам коллектива, решать сложные и объемные задачи, которые сложно выполнять в одиночку;  использовать индивидуальные способности каждого члена коллектива.