Социальное краеведение — важный ресурс гражданского воспитания школьников


Шилов А.Д. – старший методист регионального Центра гражданского образования ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины – ныне одна из важнейших задач российского образования. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение, которое раскрывает школьникам особенности местной природной среды, истории, традиций и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и гражданских качеств личности.

Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни, служит основой для научного познания и является историческим источником.

Однако в связи с быстро изменяющимися социальными реалиями и способами получения информации среди подрастающего поколения, краеведение должно стать не только информативным ресурсом, но и своеобразным феноменом, предметом уважения и гордости, эмоционально окрашенным и максимально наглядным.

Очень важно сегодня найти новый язык краеведения, формы представления его особенностей, уровень соответствия интересам подрастающего поколения.

С 2015 года под эгидой регионального Центра гражданского образования в области развернулся масштабный областной конкурс исследовательских работ обучающихся в рамках Интернет – проекта — «Гражданин Самарской области — гражданин России», в котором по различным номинациям: «Легенды и память» (исторические и памятные места моей «малой родины»); «След в истории» (исторические события, произошедшие в родной местности, оказавшие влияние на историю края или нашего государства); «Никто не забыт, ничто не забыто» (вклад земляков в победу нашего народа в Великой Отечественной войне); «Святыни земли Самарской» (Известные храмы, монастыри, мечети, источники, места паломничества и другие); «Гордость Самарской земли» (Знаменитые предприятия, сельскохозяйственные объединения, учреждения науки и культуры) школьники делают оригинальные исследовательские работы по истории Самарского края, активно используя широкий иллюстративный ряд.

Участники конкурса, проводят работу по исследованию материалов о наиболее значимых с точки зрения российской и региональной истории событиях, выдающихся личностей, мемориальных объектах, которые являются предметом особой гордости, той или иной территории нашего края. С учетом специфики Интернет-проекта, важным элементом исследования становится визуальный фон, в котором отражены фрагменты документов, газеты, рисунки, письма, фотографии различных наград, воспоминания, видео и аудиозаписи участников памятных событий и экспертов.

В ходе этого проекта предполагалось активно использовать несколько сюжетных линий патриотического плана.

Во-первых, привлечено внимание школьников к истории родного края с целью выявления своеобразных «брендов» родных территорий (некоторых объектов, исторических событий, ярких страниц великого подвига земляков в 1941-1945 гг), которыми можно по праву гордиться и с которыми хочется познакомить широкий круг сверстников и жителей нашего региона.

Во-вторых, инициирована их исследовательская деятельность по поиску наиболее объемного визуального материала, делающего наглядным и доказательным школьную исследовательскую работу.

В-третьих, в ходе этой работы дана возможность учащимся соотнести события, происходившие на территории нашей области, с историческим контекстом страны.

В-четвертых, педагоги региона получили хороший ресурс гражданско-патриотического воспитания, который может быть многократно использован на уроках отечественной истории и внеклассных мероприятиях.

Все это вполне удалось осуществить школьниками региона. В областном конкурсе, который успешно проходит в регионе уже 8 лет, обучающиеся образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, студенты системы среднего профессионального образования Самарской области подготовили более 500 проектов. Традиционно финал данного конкурса проходит в зале заседаний Самарской Губернской Думы, где школьники из разных территорий региона представляют депутатам, историкам-краеведам, представителям средств массовой информации и органов управления образованием палитру ярких и оригинальных исследований по истории своей «малой родины».

Так, например, ученица тольяттинской школы № 49 Кива Виктория рассказала о строительстве уникального сооружения 50-х годов XX века — Волжской ГЭС им.В.И.Ленина, ввод в эксплуатацию которой дал впоследствии серьезный импульс индустриальному развитию области и, особенно, становлению и развитию города Тольятти.

Ученица Волжской школы Красноярского района Дудка Елизавета в своем исследовании обратила внимание на действительно знаковое явление, произошедшее в начале XX века в Самарской губернии, — возникновение Старобуяновской республики, своеобразной модели крестьянского самоуправления, установленного во время Первой русской революции.

Школьник из самарского лицея «Технический» Коцарь Даниил темой своего исследования выбрал «Военный парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве». Данное событие являлось очень важным и значимым не только для Куйбышевской области, но и для всей страны.

Результаты патриотического воспитания покажет жизнь,  но первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Достаточно  быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру.