Разглядеть чудо (из опыта работы)


Клабукова Маргарита Георгиевна, педагог дополнительного образования, руководитель социального молодежного театра «ФРЕШ» СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 г.о.Сызрань

Нашему социальному молодежному театру «ФРЕШ» в 2024 году  исполнится 30 лет, а я все так же ежедневно задаюсь вопросом: что первично -талант или труд? А, может, только в совокупности бывает достойный результат, и именно так рождается чудо?Вопрос сложный.  На него уже даны тысячи ответов, и все разные.Труд и трудоспособность, безусловно, важны, и это необходимое условие успеха в любом деле и важное конкурентное преимущество. Однако чисто механическая тренировка навыков если и сделает вас лучшим в своем деле, то в очень небольшом количестве областей. Но, если вы не работаете упорно, ваш талант остаётся скрытым и бесполезным. Талант без упорной работы не может постоянно поддерживать высокий уровень успеха.

Посмотрим на успешных людей в мире спорта, искусства или развлечений. Они не родились такими, и не отдыхают целыми днями. Они постоянно оттачивают свой талант, мастерство, и работают, чтобы оставаться актуальными в своей области.Люди, которые очень хороши в чём-то, всегда вызывают восторг окружающих. И со стороны кажется что человек, который, к примеру, очень красиво поёт, с рождения такой хороший певец. Но это всего лишь ложная иллюзия, потому что мы не видим — сколько труда было вложено на самом деле. Многие истории успешных людей заставляют верить в то, что упорный труд намного важнее таланта.

Для занятий в нашем коллективе, мы не делаем кастинг, одети приходят совершенно разные, с разными способностями из разных семей. Очень хорошо, когда семья поддерживает ребенка, но не «пережимает» в стремлении отдать его именно в то или иное  объединение. Если это подросток, то бесполезно на него давить, его можно только увлечь. Например, пригласить на спектакль, пусть посмотрит, подумает, а смог бы и он вот так… на сцене…

Артем. Он ходил целый год«вольным слушателем», а потом, будучи уже в одиннадцатом классе, записался и влился в коллектив, мечтая о поступлении  в театральный институт. Ноодних занятий мало,  надо и самому прикладывать немалые усилия, чтобы приблизить мечту. Мы долго боролись с отсутствием дисциплины, с ленью,видели, что у парня есть хороший потенциал, однако периодами он просто «сдувался», как воздушный шар, причем в самый неподходящий момент, прямо на сцене. И еще. Между наставником и  учеником должна быть незримая связь доверия, особая энергетика действия и трепет от желания творить. Нам было тяжело, но мы работали, и наконец-то я поняла, чего нам не хватает. Общения на нейтральные темы. Мы ведь бежим, пытаясь донести, научить, а  парню надо было выговориться, высказать свое мнение, зачастую далекое мнения наставника099щз. Дома маме выслушать было некогда- одна растит двоих пацанов. Мы спорили на темы истории, экономики и нашли связующее звено. Мы волновались за Россию. И это не высокопарные речи, это зрелые чувства  взрослых людей.В прошлом учебном году Артем стал обладателем Гран-при областного конкурса чтецов, выступив со стихами на военную тему. Дуэт сложился: было полное понимание,принятие темы и себя в ней.Настало лето, Артем не поступил в желаемый ВУЗ, однако он вспомнил, что в одном из спектаклей  играл врача. Идея пришла мгновенно. Он поступил в медицинский колледж, надеется применить свои знания и навыки в студенческом театре. Верится, что у него все получится.Мы на связи.

Еще пример. Иван. Природный талант, он просто живет на сцене. Пластичен, обладает вокальными данными и прекрасной дикцией.Мать удивляется: в кого? Она надомница, работает на трех работах, про отца «история умалчивает». Иван тоже мечтал стать актером, но по своей природной лени не стал сдавать ЕГЭ (в год пандемии разрешили). И вот теперь никак не может найти свое место в жизни, перепробовал несколько работ.Иван поработал, устал, решил, что лучше в онлайне. Боимся за него. С нашим коллективом не расстается, приходит на репетиции, помогает как наставник начинающим артистам. Жалко талантище, но вложенность  труда в свое образование и движение вперед -обязательное условие для человека!

А вот другая история. Александр. Посещал  все наши занятия, сцены боялся, просто помогал с декорациями во время спектаклей. И вдруг проснулся, случайно заменив заболевшего актера. И пошло! Он очень старался, впитывал в себя все и очень верил педагогам и ребятам. После школы закончил очень серьезный технический ВУЗ, для своей молодой семьи он подрабатывает, проводя массовые мероприятия в Тольятти. Горжусь, что у нас есть такой Александр.

Катя. Девушка из сложной семьи, плохо училась, пришла к нам просто так, посмотреть, и осталась. Оказывается, несмотря ни на что, она кладезь различных талантов (кто ее родители-не знаю, она под опекой). И вот вроде бы всё, мы друзья, она бежит на репетицию, раскинув руки для объятий, но…прошло 3 года, и вдруг я почувствовала резкую перемену. Девушка, повзрослев, стала замыкаться в себе и решила покинуть коллектив, обронив с раздражением: «Хочу свободы!» И  ушла, оставив педагога с вопросом: «Что я сделала не так?» А сделано было много. Жалко ли труда, вложенного в нее?  Конечно, нет. Для педагога главное, чтобы девушка была счастлива и не растеряла свой талант.

А вот еще история. Вместе воспитанницей на репетицию пришел ее молодой человек и решил, что тоже хочет у нас заниматься.Ему очень трудно было на сцене, но он старался. Да, у него не было таланта актера, но был талант любить. Парень сыграл несколько небольшихролей, ушел в армию,  потом по контракту связистом в зону СВО. В 2023 годунагражден медалью «За воинскую доблесть» и Благодарностью Верховного Главнокомандующего. Гордимся им не меньше, а, может быть, и больше, чем лучшими нашими артистами. Не все из ребят стали актерами, многие выбрали совершенно другие профессии, но мы уверены, мы узнаем друг друга по шагам, по голосу…,наше общение не было напрасным. Жизнь и работа продолжается. Для нас добрый ребенок уже талантлив, ведь любовь к ближнему творит чудеса, и  наша задача — разглядеть это чудо. (Имена героев изменены)