Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма и безопасности дорожного движения


Отводенкова Лариса Михайловн, педагог дополнительного образования СП «Спектр» ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (педагога, родителя или обучающегося) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

В СП «Спектр» на базе ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево в течение нескольких лет проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди учащихся 1- 4 классов.

В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ оказывается методическая помощь и поддержка педагогам для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей.

Создана информационная база методических материалов по БДД и собрана подборка методических рекомендаций по изучению ПДД в рамках учебных дисциплин (1- 4 классы, 5 – 9 классы), а также информационных материалов «В помощь учителю» для работы с детьми. Вопросы о состоянии работы по профилактике ДДТТ заслушиваются на педагогических советах и административных совещаниях.

Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах является внеклассная работа. Целью внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий учитываются разные факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Чем разнообразнее формы работы учителя по обучению детей ПДД и поведению на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.

Организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр. Проводятся конкурсы творческих работ среди обучающихся по тематике дорожной безопасности «Дорога глазами детей», «Движение безопасности».

           Классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы и инструктажи с учащимися в соответствии с индивидуальными программами внеклассных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Во всех классах организуются мероприятия по тематике ПДД: викторины, конкурсы, линейки, «минутки безопасности», просмотры фильмов, видеосюжетов.

Кроме того, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Проводятся

обязательные беседы в классах (с привлечением сотрудников ГИБДД) по

фактам нарушения учащимися правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения рейдов ГИБДД.

Вначале учебного года во всех классах проводятся мероприятия «Безопасный маршрут: дом – школа, школа – дом».

Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослыми, прежде всего, своим родителям. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты обучающихся 1- 4 классов «дом — школа», «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника. Работа с родителями имеет различные формы: на родительских собраниях, внеклассные и внеурочные мероприятия. На собраниях разбираются наиболее типичные ошибки детей при переходе дорог.

Инспекторы ГИБДД проводят беседы с учащимися и педагогами, консультируют по вопросам безопасности детей на дорогах, оказывают помощь в  совместных акциях, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками. В школе создана и постоянно обновляется страница в Контакте www.vk.com, информационный стенд, на котором представлено несколько важных разделов по БДД , а именно: схема безопасных маршрутов к школе, окно ГИБДД (статистический и аналитический материал по аварийности на дорогах), родителям о ПДД (информационный и методический материал для родителей), дорожные зарисовки (демонстрационный и агитационный материал по ПДД), прочая дополнительная информация. Ведётся  активная работа по вовлечению  школьников в олимпиаде по правилам дорожного движения на платформе Учи.ру.