Дополнительное образование: время учить и учиться


Чиркова Ольга Геннадьевна, старший методист, заместитель руководителя Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Самарской области ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»,

Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни. Константин Дмитриевич Ушинский

Ежегодная конференция работников системы дополнительного образования Самарской области «Дополнительное образование: время учить и учиться» состоялась 14 сентября 2023 года, в преддверии 105-летия государственной системы дополнительного образования детей России.

В конференции приняли участие  более 100 представителей педагогического сообщества: руководители организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, специалисты территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области. Собрались педагоги со всей области на формальное ежегодное мероприятие, а общение сложилось не только неформальное, но и живое, содержательное и актуальное.

Пленарная сессия осветила современные вызовы и перспективы профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей, не оставив равнодушными никого из присутствующих.

Концепция развития дополнительного образования детей делает акцент на инновационном характере сферы дополнительного образования, на том, что она «фактически становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего». Таким образом, одним из ключевых ожиданий от специалистов системы дополнительного образования является их готовность к использованию и созданию инноваций, наличие навыков разработки инновационных проектов и программ, участия в проектных командах. Можно утверждать, что система дополнительного образования по значительной части направленностей вступила в период постоянного обновления содержания и технологий. По словам руководителя управления общего образования министерства образования и науки Самарской области Лапшовой Татьяны Евгеньевны, не отвечая на эти вызовы, невозможно достигнуть  необходимого качества дополнительного образования детей.

В контексте подготовки квалифицированного и технологически активного кадрового потенциала сферы современного дополнительного образования российских детей прозвучало и обращение к педагогическому сообществу Светланы Юрьевны Бакулиной, и.о. ректора ФГБОУ ВО Самарской области «Самарский государственный социально-педагогический университет», об актуальности совместного проектирования ближайших перспектив, связанных с обеспечением кадрами сферы дополнительного образования. Конкретным шагом к такому сотрудничеству может стать годичная практическая подготовка студентов  педагогического флагмана губернии с их трудоустройством в учреждениях дополнительного образования, что обеспечит приток молодых педагогов в эту сферу. Выпускник педагогического вуза должен остаться работать и стать профессионалом именно в системе образовании: общего, специального, дополнительного, – принципиальная позиция Светланы Юрьевны. Социальный заказ на подготовку по дополнительной специальности «педагог дополнительного образования» существует и может быть реализован в том числе и  путем расширения линейки профессиональных программ СГСПУ по подготовке  соответствующих специалистов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций педагогов нового поколения.

Перспективными и результативным в профессиональном развитии педагогических кадров дополнительного образования детей могут стать разработка и реализация программ повышения квалификации и стажировок педагогических работников в сфере дополнительного образования детей на базе организаций, носителей лучших практик, в том числе через деятельность областных стажерских площадок с привлечением высококвалифицированных специалистов и наставников из сферы дополнительного образования и воспитания, готовых передавать свой опыт особенно молодым педагогам. Готовность к данной деятельности единодушно подтвердили все участники конференции, проголосовав за соответствующий пункт в итоговой резолюции конференции.

Обозначение, понимание и анализ современных вызовов кадровой сферы дополнительного образования влечет за собой и понимание мер и мероприятий по преодолению этих проблем. В систему мер, принятых в резолюции педагогическим сообществом конференции, вошли:

— повышение престижа работников сферы дополнительного образования путем  участия в конкурсной и грантовой деятельности разных уровней;

— формирование профессиональной идентичности через создание и поддержку деятельности общественных организаций, ассоциаций и союзов, профессиональных объединений, в том числе сообщества педагогических наставников; Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского звучали рефреном в течение всего форума единомышленников дополнительного образования детей. Быть активным, принимать и поддерживать инновации, непрерывно учиться и совершенствовать свои компетенции, быть наставником для коллег, участвовать в проектных  и конкурсных инициативах – значит, быть готовым ответить на кадровые вызовы современного дополнительного образования.