Воспитательный потенциал учебной исследовательской деятельности обучающихся в системе экологического образования


Никоноров Михаил Михайлович, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО СО СОДЭБЦ и экостанции Самарской области

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности обучающихся в рамках экологического образования. В процессе такой деятельности обучающиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу общему делу; понимать, что знания и учения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получат в рамках учебных занятий, будут полезны в их дальнейшей жизни.

В ходе учебной исследовательской деятельности создаются условия по формированию различных качеств личности обучающихся. Неумение превращения информации в знания является одной из проблем современного образования. Изобилие информации и ее доступность не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, обрабатывать и структурировать ее, выстраивать причинно-следственные связи, выделять главное. Все эти задачи можно успешно реализовывать в процессе учебной исследовательской деятельности.

В процессе исследования реализуется значительный воспитательный потенциал, проявляются или развиваются такие личностные качества школьников, как инициативность, самодисциплина, ответственность за выполняемую работу, идет формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современной информационной системе, развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления.

Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиться хорошей производимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт.

При этом важно, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел определенные обязанности перед ним и особую ответственность за результаты своей работы.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся сами формулируют изучаемую экологическую проблему, выдвигают и обосновывали причины ее возникновения, разрабатывают и проводводят эксперимент, делают выводы и вносят предложения. Задача организаций дополнительного образования естественнонаучной направленности состоит не только в том, чтобы сформировать у обучающихся определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования и обеспечению преемственности образовательных уровней. Таким образом, учебная исследовательская деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, и педагогам дополнительного образования естественнонаучной направленности, помогающим обучающимся с реализацией исследовательских работ, рекомендуется использовать его в работе с детьми.