«Воспитание экологической культуры средствами флористического творчества»


Бедина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО СО «Самарский областной детский эколого-биологический центр»

В настоящее время образование и воспитание не мыслится без экологического аспекта, основанного на понимании роли природы в развитии личности как источника ее духовного обогащения.

Большое значение для успеха экологического воспитания имеет организация воспитательного процесса, в котором личность имеет возможность для непосредственного общения с природой.

Занятия флористикой предоставляют огромные возможности для формирования у обучающихся: экологической культуры, целостных представлений о природе как живом организме и создания условий для развития личности ребенка.

Флористика сравнительно молодой вид декоративно-прикладного искусства. Художественное творчество флористов основано на использовании богатейшей палитры, которую дает растительный мир природы — растений, их стеблей, листьев, цветов, плодов. В Самарском областном детском эколого-биологическом центре обучающиеся объединений на занятиях пополняют свои знания о природе, о её проблемах, законах. Учатся выращивать цветы, создавать привлекательные композиции из растений, украшать интерьер комнатными цветами. В течение учебного года обучающиеся набираются опыта и принимают участие в различных конкурсных мероприятиях.

Ежегодно, с 1995 г. в нашем центре проходит областной конкурс юных флористов в рамках областного фестиваля юных флористов.  Основной задачей конкурса является формирование экологической культуры учащихся средствами флористического творчества. Каждый год тематика конкурса меняется. Разнообразная тематика предполагает максимальное проявление творческой фантазии и одарённости детей.

Конкурс проводится по правилам и стандартам Всероссийских и международных конкурсов флористов. Он включает три творческих задания, два из которых конкурсанты знают заранее и готовятся к ним в течение учебного года, а третье задание — сюрпризное, которое они узнают в день проведения конкурса. При подведении итогов учитываются оригинальность и новизна конкурсных работ, техника исполнения, воплощение художественного замысла, ассортимент используемых растений, а также оригинальность представления конкурсного задания.

Учащиеся разных образовательных учреждений вместе с педагогами и наставниками создают разнообразные флористические композиции и костюмы в рамках заданий конкурса. Работая с флористическим материалом, основное внимание уделяется формированию технологических умений и навыков. Однако детей привлекает красота и разнообразие природных объектов, особенности цвета, формы. Они хотят не только видеть эту красоту, но и сохранить её, создав красивую композицию своими руками.

Задание №1
Задание №2

На глазах жюри и зрителей дети учатся видеть форму природных объектов, создавать композиции из цветов, засушенных растений и других флористических материалов, находить общее оригинальное решение.

Природа открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится к ней. Шаг за шагом, узнавая тайны растений, совершенствует свое творчество. Создавая композиции, ребенок не только  копирует природу – он творит, фантазирует. Созданию композиций помогает умение чувствовать красоту.

Весь творческий процесс требует предварительной организации. Для выполнения заданий конкурса дети заранее заготавливают материалы: выращивают, сушат цветы, продумывают концепцию дефиле для демонстрации флористического костюма и образа. Имея в запасе большое количество материала, можно сделать букет или флористические композиции абсолютно на любую тематику.

Каждый флористический материал имеет свои особенности: физические свойства, внешний вид, фактуру, что позволяет расширять кругозор, развивать фантазию, способствовать формированию любви к природе и творчеству.

Используя природный материал и переводя замысел в объективную форму, дети находят внешние образы, которые адекватно выражают переживание, отношение к прекрасному многоцветью российской природы.

Цветы приучают видеть прекрасное в самом обыденном. Интересно, что в Японии на протяжении тысячи лет люди занимались цветочными композициями. Работа с растениями учит понимать природу, развивает фантазию. Анализ многолетнего проведения конкурса с детьми разных возрастов и взрослыми наглядно подтверждает все вышеизложенное.