Воспитание семейных ценностей средствами арт-терапии и коллективной творческой деятельности
Преснякова Алена Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги».
А.С. Макаренко
Семейные традиции и взаимоотношения безусловно накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств человека. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
В семейных традициях заложена великая сила воспитания. Семья дает маленькому человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, семейный уклад в доме, атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейных ценностей у дошкольников, можно наметить следующие цели:
повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
создание условий для эффективного взаимодействия детского образовательного учреждения и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
предоставление родителям теоретических знаний и практических навыков позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
От сформированного у обучающихся ценностного отношения к семье зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом и важнейшая задача педагогов — помочь им в этом.
В нашем Центре реализуется программа «Радуга творчества», целью которой является формирование и развитие способностей детей через творческую и образовательную деятельность, укрепление духовных ценностей семьи. В работе с детьми и их родителями активно используются методы арт- терапии. Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть внутренние страхи, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал.
Совместная работа семьи и педагога объединяет и вдохновляет, дарит незабываемые эмоции как ребенку, так и взрослому. Мы успешно практикуем новые виды изобразительного творчества, которые нравятся детям и их родителям.
Техника Эбру — рисование на воде и дальнейшее перенесение на какую- либо поверхность: бумагу, ткань, фанеру, что увлекает, завораживает. Для ребенка важен тот результат, который вызывает у него удивление и радость. Эбру — это прекрасный инструмент для развития воображения, моторики, творчества.
Увлекательным занятием для детей и родителей оказалась песочная анимация. Рисование песком позволяет раскрыть творческое начало в ребенке, развивает мелкую моторику рук, снимает эмоциональное напряжение. Ребята учатся рисовать на песке, а получив новые умения и навыки, дома вместе с родителями создают позитивные рисунки манкой на подносах. И делятся с нами плодами совместного творчества.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений — это интересное и живое занятие для детей и взрослых.
Так как ребята, занимающиеся по данной программе, не посещают детский сад, важно заложить в данное обучение аспекты и дошкольного образования, и дополнительного.
При реализации программы большое внимание уделяется семейному воспитанию через следующие формы работы с учащимися:
игры-упражнения;
нетрадиционные методы рисования;
коллективные творческие работы;
подготовка к праздникам, изготовление поделок своими руками;
семейные праздники;
участие в социально-значимых акциях.
Умело организованная и продуманная работа способствует эффективному усвоению учащимися понятий и представлений о семейных ценностях.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии — это помогает сформировать уважение к старшим, гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии.
Важное направление взаимодействия семьи и дополнительного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей.
Через участие в акциях осуществляется патриотическое воспитание младших школьников, ЗОЖ: «Георгиевская ленточка», «Вставай на лыжи». Дети получают знания о поведении на дороге, о правилах движения в темное время суток: «Засветись, стань заметнее!» Считаем, что главным результатом реализации программы является вклад в решение общей педагогической проблемы по воспитанию семейных ценностей у дошкольников.