Аналитическая справка по итогам мониторинга программно-методического обеспечения организаций Самарской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в 2022-2023 учебном году
Журавлева Светлана Владимировна,
старший методист РМЦ ДОД в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ,
Гаврилова Надежда Николаевна,
методист РМЦ ДОД в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ
Во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Самарской области (утв. Заместителем Председателя Правительства Самарской области А.Б.Фетисовым от 19.08.2022 г.) Региональным модельным центром дополнительного образования детей в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ в мае-июне 2023 года был проведен мониторинг «Программно-методическое обеспечение учреждений дополнительного образования Самарской области».
Анализ состояния программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей осуществлялся по следующим показателям:
- количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее- ДООП), по территориям;
- количество ДООП по направленностям;
- количество ДООП по срокам реализации и уровням освоения содержания;
- количество ДООП по часовой нагрузке в неделю;
- количество ДООП по типу финансирования;
- количество ДООП с учетом возраста обучающихся по направленностям;
- количество ДООП по особенностям структурирования и использованию современных образовательных технологий;
- количество сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДО) по направленностям;
- количество обучающихся по ДООП по возрасту и направленностям;
- количество обучающихся по ДООП с особыми образовательными потребностями по направленностям;
- количество обучающихся по ДООП по гендерному признаку по направленностям;
- количество обучающихся по ДООП, участвующих и ставших победителями в конкурсных мероприятиях разного уровня;
- количество педагогических работников, реализующих ДООП, по направленностям;
- количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации; имеющих квалификационные категории;
- количество педагогических работников, участвующих и ставших победителями в конкурсных мероприятиях разного уровня;
- количество и уровень методических мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций по актуальным направлениям развития региональной системы дополнительного образования детей (далее- ДОД).
Исследование состояния программно-методического обеспечения проводилось с учётом данных образовательных организаций всех типов (ДОУ, СОШ, ДО, СПО, ВПО), структурных подразделений ГБОУ СОШ, реализующих ДООП, подведомственных министерству образования и науки (далее — МОиН), министерству культуры (далее — МК), министерству спорта (далее -МС), министерству социально-демографического развития (далее-МСД) Самарской области.
Общее количество образовательных организаций, реализующих ДООП, увеличилось на 37% (2022 г.-1082, 2023 г.- 1480), в связи с тем, что при подсчете в 2023 году обособленные структурные подразделения (филиалы) учитывались как самостоятельные. Самое большое количество организаций, реализующих ДООП, как и в прошлом году, располагается на территории городских округов Самара (522 орг.) и Тольятти (214 орг.).
Диаграмма 1
Рис.1. Количество образовательных организаций, реализующих ДООП, в разрезе территориальных управлений МОиН (единиц), 2023 г.
За отчётный период с 1 сентября 2022 года по 31 мая 2023 года в Самарской области реализовалось 14896 программ. Общее количество ДООП за год увеличилось на 7,7 % (2022 г.-13 831). Данный факт объясняется тем, что в регионе за последние 4 года созданы благоприятные условия для разработки новых современных ДООП в образовательных организациях разного типа, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Наибольшее количество ДООП реализуется в учреждениях городских округов Самара (5419) и Тольятти (4260). Среди образовательных округов по количеству реализуемых ДООП лидируют Западное (976), Поволжское (776), Юго- Западное(658), Кинельское (496) и Отрадненское (430) территориальные управления МОиН (далее-ТУ). Это связано, прежде всего, с достаточно высоким уровнем развития программного обеспечения в образовательных учреждениях и структурных подразделениях ГБОУ СОШ дополнительного образования в этих территориях, которые систематически и планомерно расширяют спектр ДООП в зависимости от запросов детей и современных достижений в сфере науки и культуры.
Диаграмма 2
Рис.2. Количество ДООП в разрезе ТУ (единиц), 2023 г.
Распределение ДООП по направленностям, традиционно подтвердило, что наиболее высокий запрос существует на программы художественной направленности (2022г. — 4774, 2023г. — 4973), к числу лидеров также относятся программы социально-гуманитарной (2022г. — 2703, 2023г. — 2837) и физкультурно-спортивной (2022г.-2620, 2023г.- 2703) направленностей. По ним обучаются 70 % всех детей, охваченных системой ДОД.
Выход ДООП социально-гуманитарной направленности на второе место в рейтинге востребованности объясняется повышением интереса обучающихся к овладению компетенциями в сфере общественных наук, таких как правоведение, финансовая и медиаграмотность, социология, основы предпринимательства и менеджмента, основная цель которых заключается в подготовке к выбору будущей профессии, преодолению школьной неуспешности и повышению социальной активности юных граждан.
Неуклонно растет количество ДООП естественнонаучной направленности (2022 г.– 1318, 2023г. — 1493), что, прежде всего, связано с актуальностью реализации данной направленности на базе общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий), располагающих современным ресурсным и кадровым обеспечением для удовлетворения познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развития у них исследовательской активности, обеспечения междисциплинарного подхода в части интеграции с различными областями знаний (генетика, биомедицина, биотехнологии и биоинженерия, астрофизика и др.).
Продолжается рост ДООП технической направленности, призванных содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. За последние 3 года количество программ в этой сфере в регионе увеличилось в 4 раза (2020 г.- 589, 2021 г.-1420, 2022 г.- 2011, 2023 г.-2472). Прежде всего, это связано с открытием новых привлекательных для детей направлений технического творчества (робототехника, беспилотные технологии, 3Д моделирование) как в условиях регионального «Кванториума» в городских округах Самара и Тольятти, так и благодаря открытию мини-технопарков, сети детских центров цифрового образования детей «IT-куб» и центров естественного, технического и гуманитарного профилей «Точки роста» на территории Самарской области.
Наметился рост ДООП туристско-краеведческой направленности (2022 г.- 405, 2023 г.- 418). Прежде всего, это связано с ростом количества ДООП, позволяющих детям в комплексе развиваться физически и интеллектуально, заниматься краеведческой и волонтерской деятельностью, содействовать формированию у обучающихся знаний, умений, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития личности в процессе изучения истории и культуры родного края.
Диаграмма 3
Рис.3. Количество дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направленностям (единиц и %), 2023 г.
Количество ДООП по срокам реализации и уровням освоения содержания распределилось следующим образом:
по- прежнему самыми популярными являются программы ознакомительного уровня (5954) сроком реализации 1 год, далее следуют программы базового уровня (2319) сроком реализации от 2 до 3 лет, на углубленном (продвинутом) уровне реализуются 799 программ сроком реализации 4 и более лет;
по результатам мониторинга выяснилось, что с каждым годом более востребованными становятся краткосрочные ДООП (2022 г.-1826, 2023 г.- 1989). Как правило, данный формат успешно используется в условиях лагерей дневного пребывания и профильных сезонных школ.
Таким образом, по данному показателю преобладают ДООП ознакомительного уровня, они составляют 53,8 % от общего количества программ. Данное распределение ДООП подтверждает существующую практику в системе ДОД, сложившуюся за последние 4 года: рост количества ДООП, срок реализации которых до 1 года.
Среди ДООП ознакомительного уровня преобладают программы художественной, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей.
ДООП базового уровня занимают второе место по востребованности — 22 % от общего количества программ. Среди ДООП с базовым уровнем образованности преобладают программы художественной, физкультурно-спортивной и технической направленностей.
ДООП с углубленным (продвинутым) уровнем составляют 7,2 % от общего количества программ. Среди ДООП с углубленным уровнем преобладают программы художественной, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей, которые предполагают подготовку обучающихся к активной конкурсной и соревновательной деятельности, требующей большего погружения в содержание и освоения сложных технологий.
Диаграмма 4
Рис. 4. Количество ДООП по срокам реализации и уровням освоения содержания (единиц), 2023г.
По результатам мониторинга по часовой нагрузке в неделю наиболее распространенными являются ДООП, рассчитанные на 1 час в неделю (31,76%), далее следуют 3-х и 2-х-часовые программы (15,5% и 10,5%), что соответствует тенденции преобладания ДООП ознакомительного и базового уровней освоения содержания. ДООП с нагрузкой 4 часа и более, в основном, преобладают в художественной, технической и физкультурно-спортивной направленностях, в связи с более сложной технологической составляющей содержания программ.
Диаграмма 5
Рис.5. Количество ДООП по часовой нагрузке в неделю (единиц), 2023г.
В соответствии с принципами Целевой модели развития региональной системы ДОД, одним из приоритетов обновления программного обеспечения является использование новых форматов и современных образовательных технологий. К таким форматам, прежде всего, относятся ДООП, построенные по модульному принципу, программы с использованием дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации, а также программы с использованием индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.
По итогам мониторинга определено количество ДООП по особенностям структурирования и использованию современных образовательных технологий. В условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДО) и соблюдения ее принципов, основным требованием к разработчикам ДООП является использование модульного подхода (Правила ПФДО в Самарской области. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 № 262-од). В связи с этим самое большое количество ДООП в новом формате — это программы, основанные на модульном принципе. В 2022-2023 учебном году в Самарской области реализовались 6763 программы данной категории, что составляет 45,4% от общего количества программ. Наибольшее количество таких ДООП по художественной (25%) и физкультурно-спортивной (22%) направленностям, включающим широкий спектр видов деятельности, поэтому модульный подход позволяет обучающимся лучше сориентироваться и проверить свои возможности в разных видах творчества и спорта.
Расширить предметное поле и интегрировать знания из разных образовательных областей в рамках одной программы позволяют комплексные и интегрированные программы, наряду с модульным комплексный и интегрированный принципы построения являются достаточно популярными при разработке ДООП, данные программы составляют 17% от общего количества.
В современной практике ДОД разноуровневое обучение получает всё более широкое распространение. Внедрение разноуровневости позволяет реализовать право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и уровне сложности, а педагогу уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей. Сложноструктурированные разноуровневые ДООП составляют 11,7 %от общего количества программ.
Среди ДООП современного формата особое место занимают программы, в которых используются дистанционные образовательные технологии. Процесс проектирования данной категории программ стал особенно актуальным с введением в образовании мер ограничений и привел к резкому увеличению количества программ данной категории в 2020-2022 гг.(2020 г.-767, 2021 г.- 2123, 2022 г. – 2198). В текущем учебном году произошло некоторое снижение количества таких программ (2087), в связи с актуализацией очных форм обучения, которые для дополнительного образования всегда были приоритетными. ДООП, в которых используются дистанционные образовательные технологии, составляют 14% от общего количества программ. Наибольшее их количество по художественной (29%),технической (25,6%)и физкультурно-спортивной (18,6%)направленностям.
Среди современных образовательных технологий, активно использующихся при реализации ДООП, метод проектов занимает одну из лидирующих позиций. Программы с использованием проектной деятельности составляют 11% от общего количества ДООП.
Особое внимание в современном дополнительном образовании уделяется содержанию и качеству ДООП для детей с особыми образовательными потребностями, в частности для детей с ОВЗ. В соответствии с приказом министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» для детей данной категории разрабатываются адаптированные ДООП, в Самарской области они составляют 11% от общего количества программ. Необходимо отметить, что данный показатель не отражает объективную картину охвата ДОД данной категории, так как определенная часть детей с ОВЗ достаточно легко адаптируются к условиям обучения по программам, рассчитанным на детей без ограничений по здоровью. Прежде всего это касается программ художественной (декоративно-прикладное творчество), социально-гуманитарной и технической направленностей.
Одним из требований к порядку обновления содержания ДООП и методов обучения, обозначенных в Целевой модели развития региональных систем ДОД, является «создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ». По итогам мониторинга выявлено, что реализация индивидуальных учебных планов и сетевой формы (сетевого взаимодействия) как методов обучения используется в12,6 % от общего количества программ, что на 8 % больше, чем в предыдущем году.
В этом году в результате мониторинга были выявлены данные по программам, реализующимся в условиях частно-государственного партнерства, как способа привлечения в систему дополнительного образования финансовых и иных ресурсов, а также способностей и компетенций частного партнера. В партнерстве с коммерческими и некоммерческими организациями было реализовано 204 программы, что составило 1,4 % от общего количества ДООП. Чаще всего в партнерстве с некоммерческими организациями (федерации, фонды, ассоциации, союзы и др.) реализуются ДООП физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей (51%), с коммерческими- социально-гуманитарной направленности (46%).
Диаграмма 6
Рис.6. Количество ДООП по особенностям структурирования и использованию современных образовательных технологий (единиц), 2023 г
К принципам государственной политики в сфере дополнительного образования детей, обозначенных в Концепции развития ДОД до 2030 года, относятся «открытость, выраженная в стимулировании роста конкурентной среды, и клиентоцентричность, обеспечивающая возможность участия в целевой модели путем внедрения персонифицированного финансирования». По итогам мониторинга определено количественное соотношение услуг по реализации ДООП по типу финансирования.
В Самарской области преобладает финансирование на бюджетной основе (55%), на втором месте персонифицированное финансирование на основе сертификата – 22,6%, на третьем месте с незначительным отставанием платные услуги. По сравнению с прошлым годом пропорции в распределении типов финансирования изменились в сторону значительного увеличения платных услуг (2022 г.- 8,5%, 2023 -22,4%), одной из причин данного факта видится повышение активности использования ресурса платформы «Навигатор ДОД Самарской области» частными ОО для продвижения своих услуг, в том числе платных.
Наибольшее количество платных услуг оказывается по ДООП социально-гуманитарной и художественной направленностей, что подтверждает их востребованность у детей и родителей, готовых вкладывать дополнительные средства в развитие своих детей в гуманитарной сфере и сфере художественного творчества. В текущем году выросло количество платных услуг по ДООП естественнонаучной ( 2022 г.- 403, 2023 г.- 683) и туристско-краеведческой направленностей (2022 г.-10, 2023 г. – 29) и значительно сократилось по ДООП социально-гуманитарной направленности (2022 г.-2736, 2023 г.- 1520).
Таким образом, большинство образовательных услуг обеспечиваются через государственное (бюджетное и персонифицированное) финансирование, а платные услуги реализуются, в основном, при реализации программ для дошкольников (раннее развитие и подготовка к школе) или старших школьников, выбравших конкретное профессионально-ориентированное направление, требующее дополнительного ресурсного обеспечения.
Диаграмма 7
Рис. 7. Количество услуг по реализации ДООП по типу финансирования (единиц), 2023
В 2022-2023 учебном году в региональной системе ПФДО использовались170 738 сертификатов, что на 1 % больше, чем в предыдущем году (168 895 сертификатов). Прирост количества сертификатов отмечен в г.о. Самара, Поволжском, Центральном и Северном ТУ. Самое большое количество сертификатов используется в образовательных организациях г.о.Тольятти (39 396), г.о. Самара (24 517), Поволжского (16943), Юго-западного (15370) и Западного (13560) ТУ.
Диаграмма 8
Рис. 8. Количество сертификатов ПФДО в разрезе ТУ (единиц), 2023г.
Возрастная структура обучающихся по направленностям ДООП выглядит следующим образом:
самую большую долю ДООП по данному показателю составляют программы для детей среднего школьного возраста (11-15 лет) — 38,38% от общего количества программ. Более всего таких ДООП реализуется по физкультурно-спортивной (77515 чел.) и художественной (53223 чел.) направленностям, наименьшее количество по туристско-краеведческой направленности (11748 чел.);
ДООП для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) составляют 35,27% от общего количества, более всего таких ДООП реализуется по художественной(67130 чел.) и физкультурно-спортивной (60464 чел.) направленностям, наименьшее количество по туристско-краеведческой направленности (7030 чел.);
ДООП для детей дошкольного возраста (до 6 лет) составляют 11,21%от общего количества, более всего таких ДООП реализуется по художественной (21265 чел.) и физкультурно-спортивной (17560 чел.) направленностям, наименьшее количество по туристско-краеведческой направленности (1114 чел.);
ДООП для детей старшего школьного возраста (16-17 лет) составляют 10,11%от общего количества, более всего таких ДООП реализуется по физкультурно-спортивной (19945 чел.) и социально-гуманитарной (16872 чел.) направленностям, наименьшее количество по туристско-краеведческой направленности (2099 чел.);
наименьшую долю ДООП по данному показателю составляют программы для обучающихся 18 лет и старше – 2,57% и дошкольников до 5 лет – 2,46%. У старшеклассников и студенческой молодежи наиболее популярны программы физкультурно-спортивной (5292 чел.) и социально-гуманитарной (4111 чел.) направленностей, а наименьшей популярностью пользуются программы туристско-краеведческой направленности (528 чел.). Для дошкольников до 5 лет востребованными являются программы художественной (5831 чел.) и естественнонаучной (4256 чел.) направленностей, менее всего востребованы программы туристско-краеведческой направленности (70 чел.).
Общие тенденции распределения обучающихся по возрасту и ступеням обучения по направленностям программ по сравнению с прошлым годом сохранились.
Диаграмма 9
Рис. 9. Количество обучающихся по возрасту и ступеням образования в разрезе направленностей (единиц), 2023 г.
Еще одна характеристика, без которой портрет обучающегося в дополнительном образовании детей будет не полным, это распределение детей по гендерному признаку по направленностям ДООП.
По итогам мониторинга определено, что соотношение мальчиков и девочек, обучающихся по ДООП, примерно одинаково: 50,2% и 49,8% соответственно. Распределение по направленностям выявило, что мальчики выбирают, в первую очередь, программы физкультурно-спортивной (29%), художественной (19%) и технической (18%) направленностей; девочки отдают предпочтение программам художественной (32%), физкультурно-спортивной (20%) и социально-гуманитарной (18%) направленностей.
Диаграммы 10
Рис.10. Количество обучающихся по гендерному признаку по направленностям ДООП (единиц, %), 2023г.
Современные программы должны обеспечивать выравнивание доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями через использование различных форм организации образовательной деятельности.
По итогам мониторинга определено количество обучающихся с особыми образовательными потребностями, они составляют12% от общего количества детей, обучающихся в системе дополнительного образования. К данной категории относятся: дети с ОВЗ, дети – инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, состоящие на профилактическом учете, и одаренные дети.
Одной из задач, обозначенных в Концепции развития ДОД до 2030 г., определено «укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям».
Наибольшей популярностью у детей с ОВЗ и детей-инвалидов пользуются ДООП художественной, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей. Данный показатель говорит о том, что в данных направленностях педагоги активно применяют адаптивные технологии, которые позволяют детям с ОВЗ и детям-инвалидам полноценно удовлетворять свои образовательные потребности в сфере художественного творчества, занятий физической культурой и спортом, а также эффективно социализироваться и адаптироваться в различных областях общественной жизни (волонтерство, социальное проектирование, медиатворчество, профессиональная ориентация). Менее всего дети данных категорий участвуют в ДООП туристско-краеведческой направленности, что говорит, прежде всего, о неготовности педагогов к работе с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, позволяющих детям независимо от их физических возможностей, участвовать, например, в поисково-исследовательской, музейной деятельности.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети, стоящие на профилактическом учете, отдают предпочтение ДООП физкультурно-спортивной, технической и социально-гуманитарной направленностей, позволяющих им раскрыть способности в различных видах спорта, познакомиться с современными компьютерными технологиями и основами конструирования и моделирования. Проблему социальной дезадаптации детей данной категории позволяют решать ДООП социально-гуманитарной направленности, нацеленные на формирование у обучающихся, прежде всего, коммуникативных навыков, развивающих эмоциональную и духовную стороны личности. Меньше всего интерес вызывают ДООП туристско-краеведческой направленности.
В особую категорию вынесены также одаренные дети – это дети, «которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (Рабочая концепция одаренности, 2003). Одаренные дети более всего проявляют себя в ДООП художественной, физкультурно-спортивной и технической направленностей, позволяющих раскрыть свой потенциал в сфере искусств, спорте высоких достижений, в области технических наук. Наименьшей популярностью пользуются ДООП туристско-краеведческой направленности.
Таким образом, наиболее популярными у детей с особыми образовательными потребностями являются ДООП художественной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной и технической направленностей. Менее востребованы программы туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей, что говорит о недостаточной вариативности и доступности данных программ, не позволяющих детям с особыми образовательными потребностями сделать осознанный выбор в данных направлениях.
Диаграмма 11
Рис. 11. Количество обучающихся с особыми образовательными потребностями по направленностям (единиц), 2023 г.
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одной из важнейших задач является «развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся».
В 2022-2023 уч. году в конкурсных мероприятиях разного уровня приняли участие 122 250 обучающихся образовательных организаций, подведомственных МОиН, МК, Минспорта. Это составляет около 30 % всех обучающихся в системе ДОД. Наиболее популярными являются конкурсы областного (в том числе региональные этапы всероссийского) уровня, в них участвуют 51% обучающихся; в конкурсах межрегионального, всероссийского уровня участвуют 31% обучающихся, в международных конкурсах– 18%. Это соотношение практически совпадает с данными предыдущего учебного года.
По эффективности участия больше всего достижений на международном уровне (71%), на межрегиональном, всероссийском-58%, на областном – 41,6%. Общее количество победителей в конкурсных мероприятиях составляет 52% от всех участников, что выше, чем в 2022 году (47,5%).Рост количества участников и победителей, особенно на уровнях выше регионального, объясняется, прежде всего, увеличением количества дистанционных конкурсов, проводимых негосударственными общественными организациями и некоммерческими фондами, у которых, как правило, минимальные критерии отбора. При этом нельзя не отметить снижение активности участия в конкурсах областного уровня (2022 г.- 67 682 чел., 2023 г.-62 151 чел.).
Диаграмма 12
Рис. 12. Количество обучающихся по ДООП, участвующих в конкурсах (единиц, %), 2023 г.
В разрезе территорий самый высокий уровень эффективности участия обучающихся в конкурсных мероприятиях (% победителей от количества участников) выявлен в Юго-Восточном (73%), Центральном (63%) ТУ, г.о. Самара (57,7%), Юго-Западном (54,8%), Северном (50%)ТУ, г.о. Тольятти (49,5%), Южном ТУ (49,2%). В остальных территориях уровень эффективности участия в конкурсах обучающихся ниже 50%.Необходимо отметить, что снизился уровень эффективности в Кинельском (2022г.- 58,3, 2023г.- 45,7), Поволжском (2022г.- 51%, 2023г.- 42,8%), Отрадненском (2022г.- 49,7%, 2023г.- 43,5%)ТУ. В свою очередь, отмечается рост эффективности участия в конкурсах в Центральном (2022г.- 49%, 2023г.- 63%), Северном (2022 г.- 31 %, 2023г.- 50%)ТУ, г.о. Тольятти (2022г.- 40%, 2023г.- 49,5%).
Диаграмма 13
Рис.13. Эффективность участия (% победителей от количества участников) обучающихся в конкурсных мероприятиях в разрезе ТУ(%), 2023г.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие программно-методического обеспечения в ДОД является уровень квалификации и профессиональное мастерство педагогических кадров, реализующих ДООП. И одной из задач, обозначенных в Концепции ДОД до 2030 года, является «создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей».
В 2022-2023 уч. году в Самарской области работали 12928 педагогических работников, реализующих ДООП, что на 6% выше, чем в прошлом году. Данный факт можно объяснить, прежде всего, расширением сети современных образовательных площадок, реализующих ДООП (мини-кванториумы, IT-кубы, «Точки роста» и др.).
Большинство педагогов работают по ДООП художественной (25%), физкультурно-спортивной (20%) и социально-гуманитарной (19%) направленностей, меньше всего педагогических работников, реализующих ДООП туристско-краеведческой направленности (4%), что соответствует количественным показателям прошлого года.
Диаграмма 14
Рис. 14. Количество педагогов по направленностям (единиц, %), 2023г.
Внедрение Целевой модели развития региональной системы ДОД предполагает «обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками».
Региональная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей включает помимо традиционного повышения квалификации и профессиональной подготовки, семинары и вебинары, мастер-классы, конференции, стажировки в лучших образовательных учреждениях.
По итогам мониторинга выявлено, что в 2022-2023 уч. году 48% педагогических работников системы дополнительного образования обучились на курсах повышения квалификации, 2% прошли профессиональную переподготовку, 50 % педагогических работников приняли участие в мероприятиях (семинары/вебинары, мастер-классы, стажерские площадки и др.) «Календаря мероприятий ДО в Самарской области на 2022-2023 у.г.». Общее количество участников всех форм сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства увеличилось по сравнению с прошлым годом на 4 % (2022 г.- 14410 чел., 2023 г.- 14952 чел.).
Наиболее активно процесс повышения профессиональной квалификации в разных форматах проходил в образовательных организациях г.о.Самара (6614 чел.), г.о. Тольятти (3845 чел.), Западного (1003 чел.)и Поволжского(865 чел.) ТУ.
Диаграмма 15
Рис.15. Количество педагогов, прошедших в различных форматах повышение квалификации (единиц, %), 2023
Необходимо отметить, что за последние 3 года расширился спектр форм проведения методических мероприятий, помимо традиционных семинаров и вебинаров, появились нетворкинг-сессии, марафоны, школы профессионального мастерства. Наиболее популярными остаются семинары и методические объединения, они составляют 55 %. Вырос интерес к неформальным формам профессионального общения (нетворкинг-сессии, круглые столы, школы профессионального мастерства, дискуссионные площадки), которые составляют 24% ото всех проведенных мероприятий.
По уровням проведения среди методических мероприятий больше всего учрежденческих — 53%, далее следуют муниципальные (районные) мероприятия — 15%, затем окружные – 14% и региональные – 10%. На территории Самарской области также организуются и проводятся мероприятия всероссийского (6%) и международного (2%) уровня, что подтверждает большой организационный и экспертный потенциал региональной системы ДОД.
Среди организаторов методических мероприятий лидируют образовательные организации городских округов Самара (36%),Тольятти (20%) и Западного ТУ (14,5).
Диаграмма 16
Рис.16. Количество и уровень методических мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций педагогических работников (единиц, %), 2023г.
Одним из показателей профессионального уровня педагога ДОД является наличие квалификационной категории.
На сегодняшний день в региональной системе ДОД педагогические работники, прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности, составляют 35 %, педагогические работники, имеющие первую квалификационную категорию – 28%, имеющие высшую квалификационную категорию – 37%. Преобладание специалистов, имеющих квалификационную категорию, работающих в системе ДОД, является для Самарской области одним из системных показателей и традиционно находится на высоком уровне.
Диаграмма 17
Рис. 17. Количество педагогических работников по аттестационной категории (единиц,%), 2023г.
В условиях развития системы ДОД и повышения престижа профессии педагога дополнительного образования особое место среди методических мероприятий занимают конкурсы профессионального мастерства, нацеленные на выявление передового педагогического опыта и поддержку талантливых педагогов. Всего в Самарской области ежегодно проводятся 1778 конкурсов профессионального мастерства от учрежденческого до межрегионального уровня, включая региональные этапы Всероссийских конкурсов, что на 5% больше, чем в предыдущем году.
Это, прежде всего, системообразующие конкурсы профессионального мастерства («Сердце отдаю детям», «Арктур», «Воспитать человека»), а также конкурсы и фестивали, позволяющие выявлять лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ в Самарской области (конкурс инновационных дополнительных общеобразовательных программ «Новый формат», областной фестиваль «Ключ к успеху», областной марафон «Быть брендом» и др.).
В 2022-2023 уч. году в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства разного уровня приняли участие 7641 (в 2022г. — 4540 чел.) педагогический работник образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Это составляет около 60% (2022г. — 37%) ото всех педагогических работников. Повышение активности по данному показателю связано, прежде всего, с высокой мотивированностью педагогов Самарской области на транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности и получение внешней экспертной оценки своей компетентности.
Наиболее активно педагогические работники участвуют в областных (в том числе региональных этапах всероссийских) конкурсах – 49%. Участников межрегиональных, всероссийских (28%) и международных (23%) конкурсов меньше, чем областных, но результативность их выше, практически каждый второй участник является победителем.
Диаграмма 18
Рис.18. Количество педагогических работников, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства (единиц,%), 2023г.
В разрезе территорий самый высокий уровень эффективности участия (% победителей от количества участников) выявлен в Северо-Восточном(66%), Северном (61%), Южном (58,6%), Юго-Западном (57%), Юго-Восточном (56%) ТУ, г.о. Тольятти (53,8%), Отрадненском ТУ (52,4%). Заметно снизилась эффективность участия в г.о. Самара (2022 г.- 57%, 2023 г.- 37%), самый низкий уровень эффективности участия в Центральном ТУ (31%).
Диаграмма 19
Рис. 19. Эффективность участия (% победителей от количества участников) педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства в разрезе ТУ (%), 2023г.
ВЫВОДЫ:
Анализ состояния программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей Самарской области показал, что ДООП реализуются в 1480 образовательных организациях всех типов (ДОУ, СОШ, ДО, СПО, ВПО), подведомственных МОиН, МК, Минспорта, МСД Самарской области. Самое большое количество организаций, реализующих ДООП, как и в прошлом году, располагается на территории городских округов Самара (522 орг.) и Тольятти (214 орг.).
Всего в Самарской области реализуется 14896 ДООП. Наибольшее количество программ реализуется в учреждениях городских округов Самара (5419) и Тольятти (4260). По направленностям, традиционно, наибольшей популярностью пользуются программы художественной, социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной направленностей, по ним обучаются 70 %всех детей, охваченных системой дополнительного образования. Продолжается рост программ естественнонаучной (2021г. – 867, 2022г. — 1318, 2023г. — 1493) и технической ( 2021г.- 1420, 2022г.- 2011, 2023г.-2472) направленностей, что связано с актуальностью развития данных направленностей в свете государственной политики в сфере дополнительного образования и расширением сети профильных учреждений (кванториумы, центры «IT-куб» и «Точки роста», дом научной коллаборации). Наметился рост ДООП туристско-краеведческой направленности (2021 г. -300, 2022 г.- 405, 2023 г.-418), что связано с увеличением количества программ, позволяющих детям в комплексе заниматься туристско-краеведческой и волонтерской, гражданско-патриотической, культурно-этнографической деятельностью, создавать условия для воспитания и разностороннего развития личности в процессе изучения истории и культуры родного края.
В соответствии с положениями Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Самарской области активно разрабатываются и внедряются в практику программы, основанные на модульном принципе, программы с использованием дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации. Самое большое количество ДООП в новом формате –это программы, основанные на модульном принципе. В 2022-2023уч. году в Самарской области реализовались 6763 программы данной категории, что составляет 45,4 % от общего количества программ.
По-прежнему актуальными остаются ДООП с использованием дистанционных образовательных технологий. В текущем учебном году произошло некоторое снижение количества таких программ (в 2022 г. – 2198, 2023 г. — 2087), в связи с актуализацией очных форм обучения, которые для дополнительного образования всегда были приоритетными. ДООП, в которых используются дистанционные образовательные технологии, составляют 14 % от общего количества программ.
В прошедшем учебном году наметился рост ДООП, реализующихся в сетевой форме (в том числе, сетевого взаимодействия). Такие программы составили 12,6 % от общего количества программ, что на 8 % больше, чем в предыдущем году.
По уровням сложности содержания в этом учебном году преобладали программы ознакомительного уровня, они составляют 53,8 % от общего количества программ. Данное распределение программ подтверждает тенденцию, наметившуюся в последние 4года: рост количества программ, срок реализации которых до 1года.
По часовой нагрузке в неделю наиболее распространенными являются программы, рассчитанные на 1 час в неделю (31,7%), далее следуют 3-х и 2-х-часовые программы (15,5% и 10,5%), что соответствует тенденции преобладания программ ознакомительного и базового уровней освоения содержания.
Одним из важных показателей, который отражает современные процессы «переформатирования» региональной системы ДОД, является соотношение образовательных услуг по типу финансирования. Большинство образовательных услуг обеспечиваются через государственное (бюджетное – 55% и персонифицированное – 22,6%) финансирование. По сравнению с прошлым годом статистика о типах финансирования изменилась в сторону значительного увеличения платных услуг (2022 г.- 8,5%, 2023 -22,4%),одной из причин данного факта является повышение активности использования ресурса платформы Навигатор частными ОО для продвижения своих услуг, в том числе платных.
В 2022-2023 уч. году в региональной системе ПФДО использовались 170 738 сертификатов, что на 1 % больше, чем в предыдущем году.
По показателю возрастной состав обучающихся в зависимости от направленности ДООП лидируют дети среднего школьного возраста (11 -15 лет) -38 % и младшие школьники (7-10 лет) — 35 % от общего количества детей. Далее следуют дети дошкольного возраста (до 6 лет)-11 %, дети старшего школьного возраста (16-17 лет)- 10 % от общего количества детей.
Количество обучающихся по гендерному признаку практически одинаково (по 50%), мальчики предпочитают ДООП физкультурно-спортивной, художественной и технической направленностей, девочки выбирают ДООП художественной, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей.
Современные ДООП должны обеспечивать выравнивание доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными организациями является обучение детей с особыми образовательными потребностями, они составляют 12 % от общего количества детей, обучающихся в системе дополнительного образования. К данной категории относятся: дети с ОВЗ, дети – инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, состоящие на профилактическом учете, и одаренные дети.
Наибольшей популярностью у детей с ОВЗ и детей-инвалидов пользуются ДООП художественной, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети, стоящие на профилактическом учете, отдают предпочтение ДООП физкультурно-спортивной, технической и социально-гуманитарной направленностей. Одаренные дети, более всего проявляют себя в ДООП художественной, физкультурно-спортивной и технической направленностей. Менее востребованы программы туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей, что говорит, о недостаточной вариативности и доступности данных программ, не позволяющих детям с особыми образовательными потребностями сделать осознанный выбор в данных направлениях.
В 2022-2023 уч. году в конкурсных мероприятиях разного уровня приняли участие 122 250 обучающихся Самарской области. Это составляет около 30 % всех обучающихся в системе дополнительного образования. Общее количество победителей в конкурсных мероприятиях составляет 52% от всех участников, что выше, чем в 2022 году (47,5%).
Важнейшим фактором, влияющим на развитие программно-методического обеспечения в ДОД, является уровень квалификации и профессиональное мастерство педагогических работников, реализующих ДООП.В 2022-2023 уч. году в Самарской области работали 12928 педагогических работников, реализующих ДООП, что на 6 % выше, чем в прошлом году. Большинство педагогов работают по программам художественной (25%), физкультурно-спортивной (20%) и социально-гуманитарной (19%) направленностей, меньше всего педагогических работников, реализующих ДООП туристско-краеведческой направленности (4%), что соответствует количественным показателям прошлого года.
По итогам мониторинга выявлено, что в 2022-2023 уч.году 48% педагогических работников системы дополнительного образования обучились на курсах повышения квалификации, 2 % прошли профессиональную переподготовку, 50 % педагогических работников приняли участие в мероприятиях (семинары/вебинары, мастер-классы, стажерские площадки и др.) «Календаря мероприятий ДО в Самарской области на 2022-2023 у.г.».
Одним из показателей профессионального уровня педагога ДОД является наличие квалификационной категории. На сегодняшний день в региональной системе ДОД педагогические работники, прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности, составляют 35 %, имеющие первую квалификационную категорию – 28%, имеющие высшую квалификационную категорию – 37%. Преобладание специалистов, имеющих квалификационную категорию, является для ДОД Самарской области одним из системных показателей и традиционно находится на высоком уровне.
Особое место среди методических мероприятий занимают конкурсы профессионального мастерства. Всего в Самарской области ежегодно проводятся 1778 конкурсов профессионального мастерства от учрежденческого до межрегионального уровня, включая региональные этапы Всероссийских конкурсов, что на 5% больше, чем в предыдущем году. В 2022-2023 уч. году в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства разного уровня приняли участие 7641 (в 2022 г.- 4540 чел.) педагогический работник образовательных организаций, реализующих ДООП. Это составляет около 60% (2022 г.-37 %) от всех педагогических работников. Повышение активности по данному показателю связано, прежде всего, с высокой замотивированностью педагогов Самарской области на транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, приоритетами в программно-методическом обеспечении системы ДОД определены:
- Повышение вариативности ДОД, качества и доступности ДООП посредством продолжения разработки и внедрения программ нового формата, в том числе, основанных на модульном принципе, с использованием дистанционных образовательных технологий и сетевой формы обучения;
- Обновление методов и содержания ДОД, в том числе через внедрение разноуровневого и конвергентного подходов, реализацию индивидуальных учебных планов при реализации ДООП;
- Использование самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать творческие способности, при реализации программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей в трудной жизненной ситуации, а также программ, нацеленных на работу с одаренными детьми;
- Продолжение внедрения актуальных методов и содержания при реализации программ естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей и повышение приоритетности их развития;
- Усиление воспитательного компонента в ДООП и в разработке комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе четкого и точного выбора приоритетных целей воспитательного процесса и адекватных современному состоянию российского общества средств;
- Дальнейшее совершенствование методического сопровождения для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников при проектировании и реализации ДООП;
7. Стимулирование инновационных процессов через участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства, оказание им методической помощи, распространение лучшего опыта реализации ДООП;
- Совершенствование системы конкурсных мероприятий для детей через расширение спектра их направлений с сохранением динамики увеличения количества участников и повышения качества подготовки с приоритетом очного участия в конкурсах некоммерческого формата;
- Повышение качества методического сопровождения при подготовке ДООП к областной экспертизе (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр программ, вошедших в систему ПФДО в Самарской области;
- Использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг ДОД, модернизации его инфраструктуры, в том числе через систему ПФДО.
Усиление мер по повышению инвестиционной привлекательности и клиентоориентированности ДООП, в том числе через систему Навигатор и социальные сети.