Формирование социальной компетенции школьников через ученическое самоуправление в образовательном учреждении.


Из опыта работы МБУ «Школа имени С.П. Королёва» по формированию знаний и практических умений работы органов местного самоуправления.

Подготовила учитель английского языка

МБУ «Школы имени С.П. Королёва»

Яневич В. А.

Социализация — непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. Формирование социальной компетентности, то есть способности действовать в социуме с учётом позиций других людей, на данный момент в школе является одной из самых важных и трудных задач. Важную роль в формировании социальной компетентности играет ученическое самоуправление.

В период обучения в школе ребята усваивают теоретический аспект знаний вопросов местного самоуправления из учебных курсов. Ведь известно, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Однако, знания, не подкрепленные практическими навыками мало эффективны. Развитие системы школьного самоуправления с успехом решает поставленный вопрос.

Органы школьного ученического самоуправления являются структурным подразделением самоуправления МБУ «Школа имени С.П. Королёва». Возглавляет школьное ученическое самоуправление Совет старшеклассников под руководством Президента. В его состав входят учащиеся 1-11 классов.

До 2016 года структура парламента состояла из секторов по направлениям: информационный, культурно-досуговый, спортивно-трудовой и т.д.

В 2016 году школе было присвоено имя С. П. Королёва. 9 мая 2017 году был установлен памятник С. П. Королёву. В этот день парламент встречался с космонавтом Александровым Александром Павловичем. Совет старшеклассников разработал, а ученическая конференция утвердила новую структуру организации ученического самоуправления. Появилось название «Галактика».

Для проявления учащихся своих способностей и вовлечения в процесс самоуправления на базе «Галактики» созданы семь молодежных объединений – планет, целью которых является организовать систему, позволяющую ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой и активную творческую работу:

  • «Лидер»: направление-организационное (организация работы классного коллектива, а также его участие в общешкольных мероприятиях, организация школы актива и дня самоуправления)
  • «ДОБРОволец»: направление-социальное (участие и реализация в социальных проектах и акциях, таких как «Добрая крышечка», «Бумажный бум», «Неделя добра», продовольственные корзины ветеранам, посылка солдату и другие волонтерские мероприятия)
  • «Гражданин»: направление-военно-патриотическое (спортивные мероприятия, Зарница, смотр строя и песни, военно-патриотическое движение «Юнармия»)
  • «Медиа»: направление-информационное (оформление парламентского стенда, радионовости парламента, интернет-новости, участие в выпуске школьной газеты)
  • «Творчество»: направление – культурно-досуговое (организация и проведение творческих конкурсов «Битва хоров», Звезда года, Караоке-батл, конкурса чтецов, танцевальные марафоны, инсценировка военно-патриотической песни, а также подготовка концертов и праздников)
  • «Зеленая планета»: направление-экологическое (экологическое просвещение, участие в экологических акциях школы, города, области, посадка леса, субботники)
  • «Эрудит»: направление-учебно-интеллектуальное (интеллектуально-познавательные конкурсы (Зебра, Интеллект-63), космический квест, организация работы отряда «Кураторы — консультанты», проведение школьной научно-практической конференции «Эрудит», посвященной дню рождения С.П. Королёва)

Каждое объединение действует в соответствии с принятым положением и осуществляет деятельность в соответствии с кругом своих вопросов. Возглавляют объединения вице-президенты, они координируют работу своих групп, отчитываются перед президентом.

Президент парламента представляет интересы ученического самоуправления перед администрацией образовательного учреждения, координирует деятельность планет, выступает с отчетами о результатах деятельности парламента на ученической конференции т.д. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее субъектов. Работа по формированию социальных   компетенций   учащихся через органы школьного самоуправления оказалась эффективной. За последние 4 года увеличилось количество лидеров и участников объединений, расширился диапазон научных исследований.  Подготовка к различным школьным и социальным мероприятиям способствует формированию социального компонента, связанного с ориентацией на другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, интуитивное прогнозирование поведения людей, и управление своими эмоциями в общении, а также умение уступать и подчинять свои интересы задачам коллектива, принимать решения. Создание сплоченной команды единомышленников, способную решать поставленные задачи помогает формировать социальную целостность, умение определить личностную роль в обществе.