«Социализация как фактор развития успешной личности обучающего»


Ермакова С. Л. методист, пдо

(г. Похвистнево СП ЦДТ «Пируэт»

ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова

города Похвистнево Самарской области)

Детство – счастливая пора в жизни, когда человек, еще не имея жизненного опыта, бурно переживает первые радости, горести, разочарования, любовь, ревность… Последствия этих переживаний нередко всю оставшуюся жизнь сказываются на его характере. Вот почему в детстве рядом с ребенком всегда должен быть взрослый.

Ближе всего к ребенку родители и педагоги. От них во многом зависит то, каким человеком он придет во взрослую жизнь.Дефицит общения и любви в детстве неизбежно ведет к такому поведению личности, когда человек сам не способен ни общаться, ни любить. И именно поэтому наша педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку в детстве поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать такие условия для общения друг с другом и с учителями, чтобы в каждом пробудились “спящие почки” радости, доброты, творчества.

Актуальная задача современной педагогики состоит в преобразовании школы из учреждения, дающего образование, в дом познания творчества и общения. Хорошая, интересная для ученика школа сегодня – это не только учебные классы, но и многочисленные творческие объединения по интересам, кружки, секции, клубы. В которых можно получить знания и заняться любимым делом, пообщаться с товарищами и педагогами, наконец, просто отдохнуть.

Молодежный клуб лидеров ученического самоуправления г. Похвистнево — это своеобразный центр самоуправления для школ города. В клубе формируются и зачастую изменяются представления ребят о мире, о себе, о своих друзьях, о педагогах и родителях, посредством освоения ими программы основных процедур гражданского общества. Знакомство с экономикой, политикой, социальным проектированием происходит не поверхностно. Оно на деле дает старшеклассникам возможность почувствовать ответственность за свое будущее, формирует у них активную гражданскую позицию. В клубе рождаются и примеряются ребятами на себя модели взрослой самостоятельной жизни, развиваются новые потребности, формируются социальные установки, определяются профессиональные интересы и жизненные планы.

Развитие личности ребенка в клубе происходит в процессе индивидуальной и совместной деятельности, в ходе эмоционального общения, делового и межличностного взаимодействия. Оно в частности способствует:

  • выявлению и целенаправленному развитию разносторонних способностей личности, благодаря многообразию конкретных видов деятельности школьного самоуправления;
  • гуманизации отношений, как фактора успешной социализации в процессе сотрудничества, сотворчества (гуманистический характер отношений в значительной мере компенсирует то, что ребята не получили в семье, в группе сверстников);
  • использованию результатов индивидуальной и совместной клубной деятельности для создания собственной предметно-эстетической среды, как индивидуально значимого пространства самореализации;
  • созданию реальных возможностей для участия в продуктивной деятельности (разработка проектов, проведение слетов, фестивалей и иных акций).

Уже на протяжении 20 лет на территории Северо-восточного округа успешно работает городской молодежный клуб лидеров ученического самоуправления. Выпускники клуба —  успешные молодые люди, занимающие лидерское положение в различных сферах деятельности, а также в высших учебных заведениях, по окончании которых они становятся востребованными на рынке труда. Цель деятельности клуба — создание благоприятных условий для социального, интеллектуального, эмоционального и физического развития юных граждан России.

 Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:

— содействие государству в отборе, воспитании, профессиональной подготовке молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями;

— помощь семье, школе в создании условий, способствующих формированию у подростков самосознания, любви к Родине;

— предоставление возможностей для развития у молодежи навыков социальной мобильности, формирование экологической и экономической культуры.

         Члены клуба стремятся получить статус менеджера, ведущим принципом работы которого являет собой девиз: «Мы работаем не только для себя, но и для окружающих людей!». Менеджер – это иными словами организатор, ответственный человек, реализующий свои идеи через проектную деятельность. В клубе есть свой устав, форма и отличительные знаки, которые имеют хождение внутри клуба: три степени менеджерства. Высшей заслугой в клубе является нашивка менеджера 1 степени.

Работа клуба строится на следующих принципах:

 Ответственность. Ответственность учащихся, а не учителя. Через обсуждение своего участия в работе клуба, через подписание обязательства происходит процедура передачи ответственности от взрослых к детям.

Доверие. Основная задача руководителя клуба – доверять мудрости ребенка, его опыту. Нужно дать возможность совершать ошибки (а как иначе можно научить ответственности?).

Открытость. Вытекает из доверия и обязательна для доверия. Появляется возможность заявлять о трудностях, говорить о проблемах, просить помощи у любого – будь то учитель, родитель или ребенок.

Активность.  Есть возможность показать себя, быть активным, заявить о своих интересах.

Наша деятельность

Деятельность клуба предполагает круглогодичную занятость его членов. В начале учебного года обучающиеся из клуба в своих школах помогают, а иногда и инициируют запуск игровой технологии «Демократическая республика», курируя выборы Президента школьной демократической республики. В течении первой четверти в городском клубе проходит обучение вновь избранного школьного актива. Занятия в “Школе актива” проходят по следующим специальностям:

  • Я — россиянин
  • Я — гражданин
  • Я —  житель земли
  • Я — эколог
  • Я — здоровый человек
  • Я —  спасатель
  • Я – политик

 Одним из важных направлений клуба является волонтерская работа.А также проектная деятельность, в ходе которой обучающиеся учатся не только грамотно оформлять свои мысли, идеи и желания что-либо изменить в городе, но и уметь добиваться поставленной цели. Социальные проекты менеджеров клуба существуют сегодня не только на бумаге, но и в реальности. Такие проекты как «Роллер-парк», «В тему!», «Вехи истории», «Детство» и другие.

Разработанные обучающимися проекты, направленны на социальную помощь детям, пожилым людям, а также сверстникам и они не являются разовыми мероприятиями, а носят системный характер. Так, ребята каждый год организуют экологические и благотворительные акции, концерты в детском реабилитационном центре, оказывают физическую помощь пожилым горожанам. В рамках подготовки празднования города Похвистнева и 75-летию Великой победы обучающие приводили в порядок улицы города и оформляли бетонные плиты в стиле граффити по данной теме. Воспитанники клуба участвуют в различных российских, областных и городских акциях и конкурсах.

Самым значимым событием в работе клуба является проведение ежегодных слетов и фестивалей лидеров городских и районных школ, которые состоят из ряда мероприятий по политико-правовому воспитанию (изучение специфики деятельности Парламента, Суда), включая экономические законы и технологии рыночного общества, правовую и социально-образовательную деятельности государства, проектную и досуговую деятельность.

Для творческого педагога городской клуб лидеров ученического самоуправления – дополнительная возможность раскрыться, показав то, что особенно дорого ему в самом себе.  Доказать, что он не только учитель, порой — строгий и требовательный, а порой — скучный и занудливый, но и друг, советник, мастер высокой квалификации в избранной им сфере, интересный собеседник, остроумный человек с незаурядным чувством юмора.

Таким образом, клубная деятельность обуславливает творческий гуманистический характер отношений, обучающихся и педагогов в процессе достижения общих целей. Педагог взаимодействует со своими воспитанниками не только в учебной деятельности, но и проводят с ними значительную часть свободного времени в процессе совместной деятельности. Тем самым для педагогов и школьников расширяются возможности реализации индивидуально-личностного подхода на основе выявляемых и проявляемых в совместной работе различных сторон и качеств личности.  Есть такая профессия – вести за собой….

«Библиографический список»

1. А.С. Прутченков. Стратегия государственной молодежной политики России как целевой ориентир воспитания подрастающего поколения // Вестник Инжекона, серия `Гуманитарные науки`, вып.4(47) — 2011.

2. А.С. Прутченков. Подготовка лидеров. Методическое пособие — М.: 2009.

3. А.С. Прутченков. Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования — М.: ООО `ДОД`, 2007.