Социализация детей и подростков в воспитательном пространстве лагеря дневного пребывания


Гоннова Юлия Алексеевна, методист СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный ЦДОД

Дополнительное образование относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности ребёнка. Организованная деятельность в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. 

Летние каникулы – это активная пора социализации детей и подростков, этап освоения ими различных социальных ролей и функций, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования.

В городском округе Отрадный в летний период работает лагерь дневного пребывания «Данко» на базе СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОД. Ежегодно 250 обучающиеся школ города, в том числе дети и подростки из малообеспеченных семей, семей группы социального риска, опекаемые дети, дети-сироты погружаются в кипучую жизнь летних оздоровительных смен. Посещая лагерь дневного пребывания, ребёнок не отрывается от семьи, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.

В 2022 году в период летних каникул в лагере дневного пребывания «Данко»  СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОД реализовывались две программы летнего отдыха «Пионерская зорька», посвящённая 100-летию пионерской организации, и «Детская экспедиция «Культура. Искусство. Творчество», приуроченная к Году культурного наследия народов России. Реализуемые программы – это сочетание отдыха, развития, обучения и воспитания, которое создаёт условия для позитивного общения и творческой самореализации детей и подростков. Ценность программ летнего отдыха определяется тем, насколько они способствуют развитию таких качеств, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Реализация программ летних смен осуществляется через интеллектуальные, творческие, спортивные подвижные игры, организацию коллективных дел, праздников, конкурсов, викторин, соревнований, посещение музеев, а также организацию кружков разных направленностей. Тематика смен и воспитательный потенциал проводимых мероприятий направлены на формирование ценностных установок, которые являются обязательной частью процесса социализации и личностного становления обучающихся. 

В воспитательном пространстве летнего лагеря специально организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, познавательная, образовательная); взаимодействие детей в лагере имеет свои особенности как по содержанию, так и по форме включения их в различные виды деятельности, что способствует проявлению инициативы, творческой и социальной активности; есть предпосылки освоения навыков механизма самоуправления, где каждый может стать участником различных объединений, максимально реализовать себя в процессе социального творчества. Важно, чтобы учащиеся интенсивно развивались в новой социальной среде, формировались как личность.

С целью организации качественного и эффективного досуга школьников города администрация учреждения тесно сотрудничает с различными организациями города: МБУК «Библиотека семейного чтения», МБУК «Музей истории города Отрадного», МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс», МБУК «ДК «Россия», МБУК «Культурно-досуговый центр «Юность», МАУ «Парк культуры и отдыха», ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Восточного округа» г. Отрадный.

Разнообразные социальные связи, благоприятная атмосфера для творческого саморазвития учащихся в условиях летнего лагеря способствуют овладению детьми и подростками социокультурными ценностями и опытом поведения в процессе познавательной, нравственной, трудовой, эстетической деятельности, формированию  навыков общения с целью принятия социальных установок общества и приспособления к требованиям малых групп, коллектива, к конкретному образу жизни. Таким образом, лагерь дневного пребывания как открытая педагогическая система обладает значительными ресурсами развития обучающихся, создавая дополнительные условия, оптимизирующие процессы их социальной интеграции и личностного становления.