«Современные воспитательные практики в формировании высоких нравственных идеалов у обучающихся»


Егорова Вера Анатольевна

Педагог дополнительного образования

ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорск

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Личность ребенка развивается и формируется в деятельности. Поэтому для современного педагога важно, чему учить, и немаловажно – как учить. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей.

    В моем хореографическом коллективе вот уже несколько лет нравственное обучение осуществляется на основе воспитательных практик. Они нацелены на формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к миру, к другим и к себе, создают условия для взаимодействия педагога и воспитанников на основе базовых ценностей: патриотизма, коллективизма, взаимопомощи. Новизна воспитательной практики в использовании методов интерактивного обучения.

Виды интеракций: «педагог – группа воспитанников», «воспитанник – воспитанник», «воспитанник – аудитория», «воспитанник – компьютер».

Обучающиеся учатся, сопереживая понимать искусство, произведения становятся личностно значимыми для них. Закрепление, обобщение знаний происходит через реализацию социально — значимых проектов, включение воспитанников в поисковую, творческую деятельность.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, характер.

 Процесс обучения и воспитания проходит посредством проектных практик. Которые, разделены по направлениям:

Социально направленные проектные практики. Это организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своего образовательного учреждения, обществу в целом.

Воспитанники студии принимают активное участие в социально-значимой деятельности: в праздничных концертах города и района, благотворительных акциях.

Коллективно направленные проектные практики.  Поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении.

Организация предметно-эстетической среды.  Это формирование у детей чувства вкуса и стиля посредством организации специальной среды, создание атмосферы психологического комфорта, поднятие настроения, предупреждение стрессовых ситуаций, что способствует позитивному восприятию ребенком образовательного процесса.

Организация информационной образовательной среды. Использование возможностей виртуальных, информационных ресурсов и IT-технологий, направленных на достижение личностных результатов и формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Результатами внедрения практик является рост позитивной мотивации к обучению, творчеству, действию. Выпускники хореографической студии «Серпантин» нашли свое место в жизни, учатся в высших и средне-профессиональных учреждениях, некоторые продолжают заниматься хореографией, активно проявляют себя в студенческой жизни, и все это помогло им самоутвердиться благодаря активному участию в жизни коллектива.

Наш хореографический коллектив — это триединство всех участников образовательных отношений: педагогов-детей-родителей. Как ни одна другая деятельность хореографическое творчество объединяет детский коллектив с коллективом родителей и педагогов. Совместное творчество, заинтересованность, взаимопомощь и, наконец, общий успех играют огромную роль в укреплении этой взаимосвязи. Мои воспитанники стремятся и учатся искать новое в окружающем их мире, начинают осознавать себя гражданином российского общества с его ценностями и традициями, при этом испытывая гордость за величие и многообразие его культуры.

Подводя итог, я с уверенностью могу сказать, что современные формы воспитательных практик, описанные выше и апробированные в нашем коллективе, служат мостиком, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающего мира.

Список литературы

  1. Афанасьева М. Л., Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя: автореф. дисс. — М., 2008 г.
  2. Гинецинский В.И., Современные образовательные технологии: учебное пособие — М.: Изд-во КноРус, 2009 г.
  3. Мусина В.Е., Патриотическое воспитание школьников, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 г.
  4. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., Знание, 2002 г.