«О внедрении модели реализации программ в сетевой форме‚ в том числе с организациями реального сектора экономики»


Ишкова Елена Александровна —

Заведующий структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества»

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска,

руководитель опорного центра дополнительного образования детей в г.о. Новокуйбышевск

Сойкина Екатерина Николаевна —

методист структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества»

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска,

заместитель руководителя опорного центра дополнительного образования детей в г.о. Новокуйбышевск

Функционирование системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области ведётся в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального приоритетного проекта «Образование» и соответственно регламентирована нормативно-правовыми документами. Законодательная база направлена на все организации, ведущих работу по программам дополнительного образования детей и имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

На январь 2023 года система дополнительного образования г.о. Новокуйбышевск представлена 32 учреждениями образования и 9 учреждениями культуры, спорта и социальной сферы.

В 2022/2023 учебном году в Навигаторе дополнительного образования детей по Самарской области опубликованы 41 образовательная организация и 331 программа дополнительного и предпрофессионального образования детей.

Из них, по системе персонифицированного финансирования детей, — 112 программ (74 программы — ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества» и 38 программ — структурное подразделение «Центр технического творчества детей «НОВА- ПАРК»).

Несомненно значимые функции окружных Опорных центров (имеется в виду учреждения дополнительного образования) отражены в следующих приоритетных задачах:

-выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ (в том числе в сетевойформе) для детей различных направленностей в г.о.;

-привлечение интеллектуальных партнеров, бизнес-партнеров, иных участников деятельности по реализации Федерального проекта.

Вся деятельность опорного центра ведется согласно плана работы и построена на взаимодействии с региональном модельным центром в рамках внедрения работы системы ПФДО в Самарской области.

Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно проходят независимую экспертизу, после который областной экспертный совет даёт заключение по возможности ее дальнейшей реализации.

Межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа и разной ведомственной принадлежности является ключевым аспектом развития и совершенствования сферы дополнительного образования в масштабах городского округа Новокуйбышевск.

 Делая акцент на приоритетах становления и развития дополнительного образования в новых условиях, необходимо отметить, что одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на современном этапе является организация всестороннего партнёрства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Концепцией ДОД до 2030 года также предусмотрено сетевое взаимодействие ОО с иными организациями.

 Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые сложно решить отдельной образовательной организации, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста). Таким образом, создаётся потенциал, который приводит как к развитию системы образования, так и к повышению качества образовательной деятельности.

Модернизация системы дополнительного образования одним из ключевых моментов включает формирование механизма регулирования структуры и объемов подготовки в соответствии с кадровыми потребностями экономики региона. Профориентация является «краеугольным камнем» в системе дополнительного образования. В наших сетевых программах мы постарались и учесть этот аспект. Необходимо понимать специфику экономического развития и структуры занятости территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, поскольку рассчитанные прогнозные показатели характеризуют не только кадровые потребности региона в целом, но рассчитываются для каждого образовательного округа (территориального управления министерства образования и науки Самарской области).

В настоящее время мы выстроили отношения на договорной основе с 9-тью  ведомствами (Департамент культуры, молодёжной политики и туризма г.о. Новокуйбышевск; Куйбышевская железная дорога филиал ОАО РЖД (Российские Железные Дороги), МВД — ГИБДД, Министерство социально — демографической и семейной политики Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, Администрация г.о. Новокуйбышевск — пресс Центр, Частный сектор экономики г.о Новокуйбышевска), которые участвуют в реализации наших программ. И главная задача состоит в сочетании возможностей сетевого взаимодействия, в том числе сетевого межведомственного взаимодействия, с возможностями социального партнёрства по различным направлениям деятельности с образовательными организациями, учреждениями профессионального образования, с учреждениями культуры и частным сектором реальной экономики Самарской области.

Общее количество учреждений, вовлечённых в сетевые формы работы в дополнительных общеобразовательных программах — 16. На наш взгляд, именно эта   достаточно обширная сеть организаций позволит более успешно работать НАД эффективным способом формирования успешности у детей в дополнительном образовании.

Опыт взаимодействия с партнёрами сетевых программ отражает: эффект синергии, экономическая выгода для участников сетевых программ; профориентация; степень открытости возрастает; расширение возможностей взаимоиспользования ресурсов.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодовитости сотрудничества с социальными партнерами.

Использование сетевого взаимодействия, создание различных моделей сетевого взаимодействия и включение в них все большего разнообразия субъектов – участников обогащает характер как содержательно, организационно, так и управленчески деятельность учреждения дополнительного образования. Использование сетевого взаимодействия в деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует расширению социальных, педагогических возможностей, границ взаимодействия. Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит ОУ конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности в организациях.