Организация системы многофункционального наставничества в учреждении дополнительного образования детей
Ермилина Ирина Владимировна, старший методист СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие» ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Одной из важнейших задач модернизации системы дополнительного образования является повышение результативности образовательного процесса. Основными направлениями кадровой политики ОУ являются материальное стимулирование педагогов и создание условий для повышения их профессиональной компетентности. Администрация учреждения дополнительного образования проводит организационную работу, направленную на привлечение квалифицированных кадров, на поддержку и успешную адаптацию начинающих педагогов, на стимулирование работников образования повышать результативность и качество труда.
Главным инструментом в реализации этой цели нам видится введение в учреждении системы многофункционального наставничества, которая должна позволить стимулировать процесс развития учреждения за счёт создания комфортной среды в педагогическом коллективе и успешной адаптации начинающих педагогов; стимулировать стремление коллектива к результативности труда, к поддержанию и постоянному повышению качества образования и конкурентоспособности; стимулировать повышение квалификации педагогов, рост их профессионального мастерства, их участие в инновационной и экспериментальной деятельности, задействовать механизмы привлечения общественности к распространению идей наставничества; повысить стимулирующую функцию оплаты труда наставников через увеличение стимулирующих надбавок и др.
Система наставничества способствует росту профессиональной компетентности, подготовленности педагогов к модернизационным процессам, создаёт условия, обучающую среду и деятельность, при которых происходит формирование и развитие личности начинающего педагога.
В СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие» система наставничества действует с 2018 года. Тогда мы самостоятельно разработали пакет документов по наставничеству и впервые приняли участие в окружном и областном конкурсах «Наставник в системе образования – 2018».
Нормативные документы и локальные акты, на основании которых начала строиться система наставничества — это Положение о наставничестве, Приказ о назначении наставников для начинающих педагогов, План работы наставника, Дорожная карта начинающего педагога, Критериальная таблица показателей и оценки результатов деятельности педагогов. Задача данных документов – помочь наставникам и начинающим педагогам, организация системы стимулирования педагогов по результатам их деятельности.
Все начинающие педагоги и методисты были прикреплены к опытным методистам, чтобы получать квалифицированную помощь и поддержку для успешной адаптации в системе дополнительного образования детей. Наставники знакомят начинающих педагогов с обязательными нормативными документами, отчётной документацией, традициями ДЮЦ и наработанными технологиями, которые позволят «молодым» эффективно работать в команде, ставить цели и достигать их, создавать актуальные и востребованные педагогические проекты. Начинающие педагоги имеют возможность заочно обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в конкурсах и конференциях, использовать возможности мини-технопарка, пользоваться другим имеющимся оборудованием.
Об эффективности работы педагога — наставника можно сделать вывод на основании показателей результативности участия наставляемых молодых педагогов и их воспитанников в конкурсных мероприятиях, в социально значимых проектах и тематических акциях. Кроме того, критериями оценки качества и результативности деятельности наставника являются сохранность контингента воспитанников, результаты освоения воспитанниками программ, социально-педагогической практики обучающихся, участия в инновационной, экспериментальной деятельности, а также профессиональная и социальная активность педагогов.
Планируемый результат внедрениясистемы наставничества:Положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности учреждения в целом, повышение качества образования, результативности образовательного процесса; Повышение квалификации, уровня профессионального мастерства педагогов и наращивание кадрового потенциала учреждения; Повышение социального статуса педагогов-наставников; Привлечение, закрепление и успешная деятельность молодых специалистов в учреждении.
Изменения в пакет документов и их содержание вносились в 2019 и 2022 годах. Исключены или добавлены отдельные показатели на основании рекомендаций министерства образования и науки Самарской области и пакета документов, подготовленных министерством просвещения РФ. В системе наставничества появились не только пары «педагог – педагог», но и «педагог – ученик» и «ученик – ученик», наставники теперь могут выступить в роли тьюторов, менторов, фасилитаторов. Во многих детских и подростковых учебных группах появились обучающиеся — наставники, играющие роли фасилитаторов при адаптации к коллективу, к занятиям, а также в освоении обучающих программ. Администрация «Детско-юношеского центра «Открытие» разработала «Книжку обучающегося-наставника» и значки «Наставник в детском объединении ДЮЦ
В результате произошёл фактический рост профессиональной активности педагогов. Произошло расширение участия представителей педагогического коллектива в принятии решений о результативности ОП, о качестве работы учреждения. Начинающие педагоги также стали активнее. Система стимулирования работников ДЮЦ по результатам их деятельности позволила заинтересовать педагогов, повысить их профессиональную активность, что привело в итоге к повышению результатов образовательного процесса в ОУ. С помощью системы наставничества можно значительно повысить эффективность педагогического труда и работы образовательного учреждения в целом. Представленный опыт работы может оказать существенную помощь в деятельности руководителя образовательного учреждения и способствовать повышению результатов образовательного процесса в ОУ.