Опыт реализации воспитательного потенциала в системе дополнительного образования детей и подростков


Гребенюк Анастасия Сергеевна,

Педагог дополнительного образования

СП ГБОУ СОШ «Оц» с.Богатое центр внешкольной работы

В современных реалиях российского общества, на фоне духовно-ценностного кризиса и снижения творческой активности подрастающего поколения эстетическое воспитание посредством освоения разных видов искусства и художественно-творческой деятельности выступает важной социально значимой задачей в контексте всестороннего формирования личности, развития её духовно-нравственного потенциала и творческих способностей.

         Проблема эстетического воспитания в настоящее время приобрела особую актуальность и выступает одним из приоритетных направлений государственной культурной и образовательной политики, в том числе реализуемой в системе дополнительного образования детей. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование рассматривается как важнейший компонент единого образовательного и социально-культурного пространства, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, эстетическом воспитании посредством освоения подрастающим поколением различных видов искусства. При этом хореография обладает особыми возможностями в процессе всестороннего формирования личности ребенка. Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным на сегодняшний день.

         Занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на внутреннюю и внешнюю красоту личности, а также прививают основы нравственной культуры, этикета и правил поведения в обществе.

         Педагогические возможности социально-культурной деятельности в процессах сохранения и развития народной художественной культуры, роль учреждений дополнительного образования в организации самодеятельного художественного творчества детей рассмотрены такими учеными, как Бакланова Т.И., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Каргин A.C., Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д., Стрельцов Ю.А., Жарков А.Д. и др.

         Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий хореографией с эстетическим воспитанием, накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств: Богатковой T.H., Букатиной С.И., Вагановой А.Я., Васильевой Е.Д., Григоровича Ю.Н., Моисеева И.А., Никитина В.Ю., Пуртовой Т.В, Усачева Ю.Ю., Фокина М.М., Шавровой Б.В. и др.

         В педагогической науке выделяются составляющие развития личности, как процесса внутреннего количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека. B.C. Безрукова выделяет пять составляющих развития: физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное, в том числе эстетическое развитие. Последнее означает осмысление человеком прекрасного в мире, своего предназначения в жизни, проявление ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному совершенствованию.

         Эффективность воспитательного воздействия в учреждениях дополнительного образования заключается в целенаправленности, всесторонности, гармоничности, систематичности и квалифицированном педагогическом руководстве.

         Современная отечественная танцевальная культуры, характеризуется воспитательными возможностями различных по-своему жанровому разнообразию танцев.

         Танцевальная культура неоценима в эстетическом и умственном развитии подрастающего поколения. Народный танец способствует усвоению человеком в повседневной жизни норм, ценностей, правил поведения и знаний, т.е. социализации, осознанию своей принадлежности к определённой национальной или этнической группе, своей самобытности. А это, в свою очередь, способствует укреплению социальных связей, коммуникации, обеспечению условий для самовыражения личности, её самореализации и психологической адаптации, интеграции в социокультурное пространство. Изучение традиций народной танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования помогает детям разобраться не только в жанровых, стилистических особенностях народной и современной хореографии, но и в мировоззрении народа, его обычаях, ритуалах, ценностях и идеалах народной культуры. Для формирования эстетической культуры детей необходимо использовать эстетический потенциал хореографического искусства. Это воздействует на формирование художественно-образного мышления, эстетическое сознание через восприятие и изучение высокохудожественного материала танцевального фольклора.

         Хореографическая культура отвечает потребностям подрастающего поколения в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации и психологической разрядке.

Современный мир, окружающий детей, по утверждению многих авторов, лишен эстетики. Утративший многие духовные ценности национальной культуры, поверхностно знакомый лишь с отдельными ценностями других национальных культур, не имеющий представления о многих человеческих ценностях, подросток выглядит эстетически слаборазвитым. В учреждениях дополнительного образования формируются важнейшие для личностного самоопределения ребенка эстетические потребности и интересы. Эстетические потребности выполняют роль исходных импульсов и установок ценностно-ориентационной деятельности подростков, которая обусловлена уровнем их отношения к прекрасному, в частности, к искусству танца и хореографии.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. – М., 2016.
  2. Карпенко, В. Н. Хореография как инструмент воспитания детей / В. Н. Карпенко, О. Ю. Раковская // Культура и время перемен. – 2018. – № 2 (21). – С. 1.
  3. Киреев, М. Н. Ценностный потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Коренева [и др.] // Наука. Искусство. Культура. – 2018. – № 3 (19). – С. 119-134.
  4. Серякова, С. Б. Дополнительное образование детей и профессиональная подготовка педагогов / С. Б. Серякова // Педагогическое образование и наука. – 2012. –№ 2. – С. 36-40.