Духовно-нравственное воспитание личности ребенка средствами этнокультурного образования на занятиях в творческом объединении «Веселые ложкари»


Обухова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания  детей и молодежи» г.о. Самара

Духовно-нравственное воспитание основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовывать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью духовно-нравственного воспитания детей посредством этнокультурного образования в ансамбле «Веселые ложкари». Выпускник ансамбля  должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, а также уважительно относиться к национальным культурам мира, владеть родным языком и знать культуру своего народа.

Построение модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является средством формирования у обучающихся патриотических чувств и развития духовности.

Введение этнокультурного компонента в образовательную деятельность позволяет:

1) полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

2) воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации, гражданина-патриота;

3) интегрировать традиционные учебные предметы;

4) развивать исследовательскую работу обучающихся.

В коллективе «Веселые ложкари» накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении, в единении с педагогом-наставником и сверстниками. Педагог помогает обучающимся обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника.

Традиция преемственности — основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших учащихся над новичками.
Младшие, общаясь со старшими и вместе работая над творческими программами, всегда находят для себя не только друзей, но и примеры для подражания в лице старших детей.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без заинтересованной поддержки родителей. Поэтому в объединении организуется разностороннее взаимодействие с родителями: проводятся родительские собрания на духовно-нравственные темы, практикумы, выставки, фестивали; анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания.

Непосредственное участие детей в различных национальных праздниках, проводимых в нашем Центре, таких как «кузьминки», «зимние святки», «масленица» знакомят их с народными традициями, воспитывают нравственные чувства, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, обогащают духовно. 

Сценарии, разработка проектов и создание презентаций, постановка, декорации, костюмы — все это совместный труд детей и родителей, для которых само действо —  это яркий и захватывающий праздник. Особая роль придается патриотическому воспитанию учащихся. Тематические концерты не только знакомят учащихся с классической и народной музыкой, но и рассказывают об авторе, о времени создания произведения.

К традициям относится тесная творческая и эмоциональная связь с выпускниками. Это и приглашение солистов, и совместные поездки, экскурсии, и помощь в организации концертов, постановок. Своими выступлениями ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни и инструментальную музыку, возрождает культуру и  традиции своего народа.

Экскурсии в музеи, посещение различных выставок знакомят детей с бытом и традициями своего края, помогают осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов, формируют чувство сопричастности к культурному наследию. Все это вызывает у детей стремление передать красоту мира, а также пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства.

Разнообразие репертуара (классика, обработки народных песен современными авторами, произведения военной тематики, обработки детских песен) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство патриотизма.

Таким образом, деятельность  педагога состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства.  Этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходим в современной системе обучения и воспитания детей при эффективном осуществлении учебно-воспитательного процесса, когда  педагог постоянно работает над собой и ставит ясную задачу формирования молодого поколения с учётом потребностей обучающихся и общества на основе общечеловеческих ценностей.