Воспитание русского человека


Губина Е.В.

педагог дополнительного образования

МБОУДО ДДЮТ

г. о. Тольятти

e_gubina@bk.ru

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок лягут по прежним складкам: бумага обладает памятью. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении, к нужному месту. Что и говорить о «генетической памяти»! Если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые, бытовые, семейные навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим1.

Личная память человека формирует его совесть. В первую очередь семья передаёт подрастающему ребёнку знания, воспитывает, формирует его миропонимание и мировоззрение таким образом, чтобы всякий, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Согласитесь, нельзя воспитывать, не передавая знания, и всякое знание должно быть воспитательно.

В годы перестройки воспитание постепенно стало играть вспомогательную роль в образовательном процессе и зачастую сводиться к воспитательной работе. Как следствие, сложность современных условий, в которых работает педагог:

— идёт процесс расслоения по уровням обеспеченности и уровням образованности;

— огромное влияние на сознание ребёнка оказывают СМИ;

— экспансия квази-культуры, ориентирующей на удовольствие и потребление;

— в обществе живут стили и формы жизнедеятельности и отдыха, уводящие и отчуждающие от реальности;

— искажение общественно-коллективных форм жизни и формы самоидентификации личности;

— межнациональные, межконфессиональные, межпоколенческие, иные межгрупповые напряжения.  В коллективе Дворца детского и юношеского творчества уже более 15 лет на занятиях по предмету «Кругосветка» ребята исследуют свою родословную, ведут разговор о значении имени, выясняют, что означают фамилии. Учрежденческий конкурс «Герб моей семьи» не только стал городским Фестивалем красок и символов, он подвигает семьи Тольятти на осмысление своих ценностей и традиций. На нашем «Острове Детства» стали традиционными семейные конкурсы — «Мой любимый Дворец», «Реликвия семьи», «Что такое День Победы?», «Семейное чтение».

В 2021 году, участвуя в проекте «Лидеры общественных изменений», я предложила upgrade (обновление) детского конкурса «Герб моей семьи», превращение его в молодёжное движение. Организаторы проекта, ФГБУ Роспатриотцентр и Росмолодёжь, ставили своей целью поиск идей, способных создать сеть детско-взрослых сообществ в регионах РФ, а также повысить уровень вовлеченности подростков в образовательную, воспитательную и досуговую деятельность. Идея моей программы «Фамильный герб: продолжение истории» вошла в ТОП-10 «Лидеры общественных изменений» и теперь шагает по стране, осуществляется в Международных детских центрах «Артек», «Орлёнок», «Океан».

Проект развивается в ДДЮТ и через межпоколенческий фестиваль «Династии» в рамках грантового проекта Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия «Четыре сезона: семейные традиции в современном городе», поддержанного Министерством экономического развития Самарской области. Написанные детьми и родителями стихи, песни, диалоги о тех, кем семья может гордиться, письма и вещи с монограммами, с гордостью поднятые из кладовых, а может быть и вновь созданные здравствующими поколениями семьи, становятся родовыми реликвиями. Подростки и молодёжь узнают об особенностях традиционного уклада жизни в России, о знаменитых династиях и об истории своих родных. Проект — это ответ на вопросы: «Кто мы?». Главный вывод проекта: «Родина начинается с моей семьи, с меня».

ДДЮТ – это не только дом творчества, но и место, где молодой человек приобретает широкий фон общих знаний, ту культурную подготовку интеллигентного человека, на которую он может опираться при выборе профессии. Огромное преимущество программ дополнительного образования — «воспитывающее обучение». Оценка результатов здесь происходит в разной форме и носит индивидуальный характер. Специфика критериев при такой оценке заключается в том, что фиксируется не степень соответствия некой норме, а индивидуальный прогресс учащегося в соблюдении принятых норм, развитие значимых черт характера, способности определять свою позицию.

На занятиях программы «ОКНО» ребята усваивают главное: если у тебя есть основательный фундамент знаний из разных наук, ты можешь выбрать сферу деятельности, которая интересна тебе и способен привнести в ней что-то новое нужное людям. Дети, которые пришли в ДДЮТ обычными 5-летками, сегодня заканчивают школу. Потенциал заложенный в течение девяти лет совместной работы моего труда, помощи семьи и труда, увлечённости каждого ребёнка стал платформой успешности. Науки, несущие моральный заряд, мы осваивали через истории из жизни великих русских учёных, разбирались в тонкостях их достижений и дискутировали с ребятами о том, насколько семья, среда, в которой он вырос, помогала учёному. Реалии современного мира показали, что многие люди не умеют выражать свои мысли, не умеют доказывать свои убеждения. В разговорах, деловых играх и мини-проектах подростки осваивают формальную логику, участвуя в городских и областных интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», демонстрируют умение быстро мыслить, учатся ассоциативному мышлению, само-организуют себя, а значит учатся самовоспитанию. Воспитание вне семьи не возможно. Родители в нашем коллективе – друзья детей, их поддержка и опора в многочисленных экскурсиях, выездах, конкурсах всевозможных уровней, которые дети выиграли. Задел, который ребята получают на занятиях программы «ОКНО» в ДДЮТ, помогает им быть успешными. Как педагог, я уверена, что в жизни мои ребята могут быть кем угодно, физиками, конструкторами космической техники, бухгалтерами или рабочими, но они будут Учёными и будут Русскими Людьми.