Механизмы социализации обучающихся 5-8 классов с деструктивным поведением через профориентацию в IT-сфере
Сидельникова Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ДТДМ г. Тольятти
В современной жизни при создании гражданского общества чрезвычайно важную роль занимает подрастающее поколение. Однако подростки – непростая возрастная группа с точки зрения воспитания, поскольку этот период характеризуется формированием ценностей и часто сопровождается конфликтами, протестами, негативизмом, а иногда агрессией, экстремизмом. Это говорит о необходимости педагогической поддержки подростков с деструктивным поведением.
Деструктивное поведение – разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.
Работа по социализации обучающихся проводится в рамках проекта «Будущее начинается сегодня», которому в 2022 г. был присвоен статус Региональной инновационной площадки (приказ №420-од от 15.08.2022 г). Участниками проекта стали подростки школ Центрального района г. Тольятти в возрасте 11 – 14 лет с диагностированным деструктивным поведением. Рассматриваемая возрастная категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения отклонений в поведении. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с подростками, имеющими деструктивное поведение.
Проект предполагает создание среды, способствующей решению проблем низкого уровня социальной ответственности, самостоятельности, самореализации, коммуникации, формированию позитивной мотивации к осознанному выбору будущей профессии учащихся 5-8 классов.Проект «Будущее начинается сегодня» направлен на воспитание подростков и формирование у них правильной системы ценностей, развитию их личностных качеств, передаче системы ценностей ближайшему окружению людей за пределами проекта и привлечению в проект новых участников.
В рамках Проекта осуществляется деятельность по следующим направлениям:
1. Информационно-коммуникационное содержит тренинг по вопросам эффективной и качественной коммуникации.
2. Социальное направлено на повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций (выбор занятий по интересам в области информационных технологий).
3. Техническое творчество состоит из обучающих кейсов по модулям: «IT-профессии», «Фотосъемка», «Создание контент-плана», «Безопасность в Интернете».
Предлагаемые проектом интерактивные занятия предусматривают получение детьми практико-ориентированных знаний в игровой форме и разбор кейсов для формирования у детей конструктивного поведения, коммуникативной компетентности в современном мире, профессионального самоопределения в IT-сфере. Знакомство с профессиями проходит по следующим разделам:
1. «Введение: IТ-сектор». История, перспективы развития и профессии, тест на профориентацию в IT-сфере, безопасность в сети интернет, кибербуллинг и способы защиты от него.
2. «Дизайн». Профессии: гейм-дизайнер, web-дизайнер, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальной и дополненной реальности, графический дизайнер, блогер.
3. «Программирование». Профессии: frontend-разработчик, java-программист, python-программист, тестировщик программного обеспечения.
4. «Разработка». Профессии: разработчик ios-приложений, разработчик android-приложений, цифровой лингвист, разработчик нейроинтерфейсов.
5. «Аналитика». Профессии: ИТ-аналитик, специалист по кибербезопасности, специалист по Data Science, сетевой юрист.
При знакомстве с каждой профессией подростки осваивают правила безопасного поведения в сети интернет, строят ментальные карты, под руководством педагога работают с исходным кодом, изменяя и улучшая алгоритм работы программы, создают индивидуальные творческие проекты, которые представлены в виде законченного IT-продукта: графическая работа, компьютерная игра, веб-сайт, блог и т.д.
Концепция реализации проекта позволяет делать выводы о социальном воздействии: повышение информационной культуры в сети интернет, формирование компетентности в области использования ИКТ, дизайна, программирования, формирование позитивных социальных интересов и коррекция деструктивного поведения, помощь в профессиональном самоопределении.
Список литературы:
- Алтухов В.В. Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты / В.В. Алтухов, Д.Н. Шаповалова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2017. – №2. – С. 58-62.
- Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
- Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению/ Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 59 с.
- Федяй, Д.С. Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений / Д.С. Федяй, Е.П. Федотова, Я.К. Нелюбова. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020 – 80 с.