Реализация наставничества и сетевое взаимодействие в группах художественного и технического творчества на занятиях в системе дополнительного образования


Илюхина Ульяна Юрьевна, педагог дополнительного образования СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие»ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Важной задачей современного образования является воспитание гражданской идентичности и патриотизма школьников. Успешное решение этих воспитательных задач основывается на применении в обучении инновационных и традиционных педагогических практик:

  • Широкое внедрение проектных технологий в обучение и воспитание;
  • Активное использование коллективной творческой деятельности, усиление её личностно-ориентированного характера;
  • Расширение социальных связей, развитие социального партнёрства;
  • Сочетание разнообразных современных форм и видов деятельности;
  • Вовлечение родителей в проектную деятельность не только как помощников, но и полноправных участников процесса;
  • Создание и поддержание устойчивого интереса школьников к культурному наследию своего народа.

Эти задачи решает целостная система совместной активной и успешной деятельности педагога, учащихся и родителей.

Воспитательный проект «Русское народное творческое наследие как важный компонент в воспитании гражданской идентичности школьника» направлен на формирование у школьников гражданской идентичности и воспитанию патриотизма. Участники проекта – воспитанники творческих объединений «Художественная мастерская» и «Компьютерная графика». Проект является актуальным, т.к. формирует самосознание и мировоззрение обучающихся на основе освоения культурного наследия своей страны и, как итога, общечеловеческого опыта.

Главная задача, которую предстоит решить рабочей группе в процессе работы над проектом — научиться творчески работать вместе, совершенствуя навыки взаимодействия и понимания других людей, терпимости к их личностным проявлениям.  Основными задачами проекта являются – обучение коллективной творческой деятельности, расширение и обогащение социальных связей, использование социального партнёрства, создание и поддерживание устойчивого интереса школьников к культурному наследию своего народа, вовлечение родителей в проектную деятельность не только как помощников, но и полноправных участников процесса.

В процессе реализации данного проекта были использованы разнообразные формы и методы. Было организовано посещение народных фольклорных праздников, музейных уголков в школе, краеведческого и других музеев. Занятия проводились преимущественно в виде игр и практикумов во время участия в мероприятиях. Для самостоятельного изучения участникам проекта давались задания по изучению предметов старины, их предназначения и применения в быту.

Интересными и важными стали практические занятия в форме мастер-классов с целью знакомства с русскими ремеслами: по созданию русской народной традиционной тряпичной куклы, игрушек из лыка и фигурок сказочных героев, вылепленных из глины. Любимыми занятиями ребят были и остаются занятия по изобразительному искусству по темам: «Русская народная сказка», «Колыбельная», «Небылицы и потешки», «Русский народный костюм».

Одним из направлений работы по проекту стало изучение традиционной техники создания набивных тканей — украшение ткани с помощью деревянных штампов, которые создавали умельцы —  резчики по дереву. В данном проекте эта задача была решена с помощью совмещения традиционной теории и современных возможностей. На данном этапе подключились учащиеся из группы технического творчества, обучающиеся творческого объединения «Компьютерная графика», которые на занятиях изучают графические редакторы — Inkscape, Tinkercad, Blender, Paint.net.

В процессе работы над проектом школьники создали эскизы и прорисовали модели набоек — штампов, пользуясь редактором Inkscape. Затем выполнили объёмные модели в программе Tinkercad и  Blender.  На заключительном этапе была выполнена  печать набоек  на 3D-принтере. Получились штампы, с помощью которых ребята способом «набойка» украсили футболки.

Следующим этапом стало совместное занятие учащиеся: старшие – из ТО «Компьютерная графика», провели в роли наставников мастер-класс  по росписи  по украшению платка и банданы способом «набойка» для младших учащихся ТО «Художественная мастерская».

Итоговой работой над проектом стало проведение театрализованной интерактивной игры с элементами импровизации для школьников и их родителей «Небылицы в лицах», посвященной русской народной культуре с рефлексией настроения и эмоционального состояния участников, содержания изученного материала и результатов деятельности. В долгосрочной воспитательной деятельности важным становится опыт взаимодействия в команде, когда педагог, учащиеся и родители действуют в одном направлении и знают, что их труд необходим. Ребята учатся пониманию поставленной задачи и её выполнению, стараются сообща достигать цели, могут применить свои знания на практике, а взрослые являются их постоянными спутниками, наставниками и помощниками.