Повышение экологической культуры школьников в рамках внеурочной деятельности
Белоглазова Алена Сергеевна, Макеева Ирина Валерьевна,учителя ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск
Экологическое направление в школе является одним из главных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.
Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами, как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).
Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т.е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя человеческой культуры.
Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
В нашей школе организована внеурочная деятельность по данному направлению. В рамках программы «Юный эколог» обучающиеся познают родной край не через теорию, а через практику. В стенах школы регулярно организуются экологические квесты, конкурсы, викторины по экологии.
Экологическая деятельность способствует более глубокому изучению природы своей Родины. Под руководством педагогов, учащиеся реализуют множество проектов: составляют азбуки животных и растений края или района, словари, сборники игр экологической направленности, организуют выставки поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края, участвуют в научно-практических конференциях, работают над исследовательскими проектами.
Под термином «экологическое воспитание» подразумевается всестороннее изучение природы страны, района, который является родным краем. Таким образом, на уровне школьного образования экологическое воспитание является интегрированным. Следовательно, под «экологическим образованием школьников» мы будем понимать непрерывную просветительную деятельность, нацеленную на понимание основ познаний о природе родного края. Мы используем местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города, зоологический парк, библиотеки, выставки и иные культурные проекты и учреждения. Организуются многообразные формы занятий: викторины, встречи с знаменитыми людьми, презентации, заседания клубов, коллективные и индивидуальные проекты, посиделки, праздники,
Эффективным в работе кружка «Юный эколог» является организация предметной недели, что позволяет вовлечь большее количество учащихся школы. Задача проведения – формирование заинтересованности к предмету, увеличение экологического горизонта учащихся.
Учителя физики и географии во время уроков и внеурочных занятий также уделяют внимание развитию экологических знаний в среднем и старшем звене. Разработана система воспитательной работы по формированию экологической культуры, где основными видами внеурочной деятельности являются: игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические акции, сотрудничество с экологическими организациями (городская программа экологического воспитания и образования школьников «Экополю»). Результатом нашей работы считаем достижения школьников, участвующих в конкурсах различного уровня: ВместеЯрче, АгроНТИ, конкурс экологических проектов, Всероссийский конкурс экологических рисунков, «Экологическая мозаика», викторины национального парка «Самарская Лука», окружная НПК «ООПТ Самарского края», Всероссийский экологический диктант, региональный этап Российского молодежного водного конкурса, НПК «170 лет в сердце России», Межрегиональный дистанционный конкурс экологических проектов в г. Хабаровске.