Опыт проведения областного конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей Самарской области «Сердце отдаю детям»
Малышок Наталья Игоревна, заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ, методист
В целях повышения роли дополнительного образования детей в творческом развитии, профессиональном становлении педагогов, совершенствования деятельности и содействия профессиональному развитию педагогических работников дополнительного образования детей Самарской области и в соответствии с распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 07.03.2023 №253-р был проведен финал XIХ областного конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей Самарской области «Сердце отдаю детям» (далее — Конкурс).
Учредителями Конкурса являются министерство образования и науки Самарской области и Самарская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Организаторы Конкурса в 2023 году — ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества» (далее — СДДЮТ), ГБОУ ДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодёжи» (далее – ЦСМ), ГБОУ ДО СО «Самарский областной Центр детско-юношеского технического творчества» (далее – СОЦДЮТТ) при поддержке государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей.
Заочный этап был проведен с 1 февраля по 1 марта 2023 г., очный этап —27 марта — 5 апреля 2023г.
Конкурс был проведен по 9 номинациям: «Педагог дополнительного образования по технической направленности», «Педагог дополнительного образования по художественной направленности», «Педагог дополнительного образования по естественнонаучной направленности», «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности», «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности», «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности», «Профессиональный дебют в дополнительном образовании», «Педагог-наставник в дополнительном образовании» и «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью». Конкурсные испытания оценивали 45 членов жюри, среди которых представители государственных образовательных организаций дополнительного образования детей, ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», члены Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, лауреаты областного и всероссийского этапов конкурса «Сердце отдаю детям» и других конкурсов профессионального мастерства.
В испытаниях заочного этапа Конкурса приняли участие 87 конкурсантов (в 2022 — 85, в 2021 — 99, данные по участию в разрезе территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области и департаментов образования городских округов Самара и Тольятти в приложении 1). Наибольшее количество участников (19 и 15 человек соответственно) было представлено в номинациях «Педагог дополнительного образования по художественной направленности» и «Профессиональный дебют».
По итогам работы оргкомитета и членов жюри на заочном этапе выявлен ряд проблем:
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы составлены без учета требований современных нормативно-правовых документов и тенденций развития дополнительного образования;
сведения о качестве реализации программы не соответствуют целям, задачам и ожидаемым результатам, обозначенным в Программе;
низкое качество конкурсных видео, связанное с недостаточной компетенцией педагогов дополнительного образования;
содержание видеовизитки не соответствует критериям оценивания.
На основании рейтинга в очный этап прошли 60 конкурсантов.
Согласно распоряжению министерства образования и науки Самарской области от 07.03.2023 г. № 253-р Финал Конкурса состоялся в два этапа: с 27 по 31 марта прошло конкурсное испытание открытый мастер-класс на базе СДДЮТ, ЦСМ и СОЦДЮТТ, а остальные конкурсные мероприятия состоялись 4-5 апреля на базе ЦСМ.
В очном этапе конкурса приняли участие 60 педагогических работников сферы дополнительного образования детей (в 2022 — 57, в 2021 — 56, данные по участию в разрезе территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области и департаментов образования городских округов Самара и Тольятти в приложении 2).
По итогам проведения индивидуального конкурсного испытания «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» для целевой аудитории педагогических работников сферы дополнительного образования», в качестве участников которого выступили коллеги финалистов, следует отметить ряд проблем:
отсутствие понимания порядка проведения и структуры мастер-класса и его отличия от открытого занятия;
содержание мастер-класса не соответствует критериям оценивания;
отсутствует новизна в представляемых методиках;
недостаточный уровень рефлексии, который не позволил сфорсировать эффективную обратную связь.
В ходе конкурсного испытания «Импровизированный конкурс – групповое конкурсное испытание «Проектирование дополнительного образовательного пространства для развития способностей и талантов детей» из участников были сформированы смешанные группы. Каждая из них получила задание разработать и презентовать проект образовательного пространства, основываясь на данных исследования оценки удовлетворенности обучающихся и родителей доступностью и качеством предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования в 2022 г. Участники продемонстрировали владение навыками командной работы, но креативность выявлена на недостаточном уровне.
По итогам данных двух конкурсных испытаний были определены 9 победителей по номинациям:
— «Педагог дополнительного образования по технической направленности» — Русовский Константин Сергеевич (ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ);
— «Педагог дополнительного образования по художественной направленности» — Шкадина Анна Юрьевна (МБОУДО «ДДЮТ» г.о. Тольятти);
— «Педагог дополнительного образования по естественнонаучной направленности» — Чудин Артем Алексеевич (СП «ЦВР» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово);
— «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности» — Адонина Наталья Алексеевна (СП «ЦВР» ГБОУ СОШ №9 г.о. Октябрьск);
— «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности» — Шеленцов Александр Вячеславович (СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка);
— «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» — Иванушкина Екатерина Владимировна (НФ «ДЕОЦ» УФ «Воскресение» г.о. Самара);
— «Профессиональный дебют» — Пивоварова Дарья Владимировна (ГБОУ ДО СО СДДЮТ);
— «Наставничество в дополнительном образовании» — Гуськов Максим Владимирович (МБОУ ДО «Мечта» г.о. Тольятти);
— «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» — «ПДО, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» — Савина Дарья Александровна (МБОУ ДО ГЦИР г.о. Тольятти).
Они и стали участниками второго тура финального этапа Конкурса.
В рамках индивидуального конкурсного испытания «Педагогическое многоборье» участники публично представили решение педагогической задачи и педагогической ситуации. Решающим конкурсным испытанием была «Высшая Лига дополнительного образования детей», проведенная в формате круглого стола с заместителем министра образования и науки Самарской области Еленой Олеговной Пинской. При обсуждении темы «Год педагога и наставника: время учить и учиться», где участники поговорили об универсальности технологии наставничества. В ходе общения финалисты пришли к выводу, что наставничество может быть применено для решения целого спектра задач практически любого обучающегося: подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе; одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации; ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры большинство педагогов проявили понимание современных тенденций развития системы дополнительного образования области и страны, умение представить собственный профессиональный опыт, владение навыками дискуссии.
На основании оценок членов жюри был составлен итоговый рейтинг, выявивший абсолютного победителя. Им стала Савина Дарья Александровна. На основании общего открытого голосования признание профессионального сообщества получил Гуськов Максим Владимирович. Все победители в номинациях продолжат свой путь на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», финал которого пройдет в Санкт-Петербурге.