Наследие В.А. Сухомлинского в современной теории и практике воспитания
Бодрова Татьяна Евгеньевна, директор ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества», к.п.н.
Масштабные изменения, происходящие в мире, влияют на ситуацию в нашей стране, в обществе и в образовании, в частности.
Особенность образования заключается в мобильных ответах на вызовы современности, в формировании новых подходов к решению проблемнеопределенности, сложности и разнообразия, возникающих перед Россией и другими странами.
В связи с этим, теория и практика воспитания подрастающего поколения должна быть направлена на формирование личности, обладающей актуальными знаниями и навыками, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поскольку образование должно быть готово к оперативному реагированию на запросы общества, в современной практике воспитания актуальность приобретает обращение к наследию выдающегося педагога-новатора В.А. Сухомлинского.
Василий Александрович Сухомлинский — писатель, кандидат педагогических наук, член-корреспондентАкадемии педагогических наук СССР. Будучи директором Павлышской школы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности.
Принципы воспитания, заложенные Сухомлинским, заключались в следующем: умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы,педагогическое мастерство учителя.
Данные принципы не утратили свою актуальность и сегодня и могут быть реализованы в рамках Программы воспитания образовательной организации и в рамках направлений деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодёжи».
Поскольку воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения, его содержание включает: знания,как совокупность представлений и понятий о связях между объектами, умения, как систему операций, действий, построенных на знаниях и направленных на получение результата (продукта, достижение цели) иотношения, как связь личности с окружающей действительностью и сознанием.
Общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:в усвоении ими социально значимых знаний, в развитии их социально значимых отношений и в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел.
В связи с этим, идеи и мысли В.А.Сухомлинского требуют современного взгляда и осмысления. Одна из идей — Школа- очаг культуры,рассматривает образовательное учреждение как важнейшее воспитательное пространство, которое основывается на постулатах: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного языка. Данные постулаты, озвученные В.А. Сухомлинским в 70-х годах прошлого века, актуальны в воспитании сегодня и могут стать направлениями формирования гражданской идентичности.