Межпредметные связи на примере географии и математики, с применением цифровых технологий
Завьялова Светлана Александровна, учитель географии, биологии
Климанова Наталья Николаевна, учитель математики МБОУ Школа № 16 г.о. Самара
Все более важным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Важную роль в их развитии играют межпредметные связи.
География – наука комплексная. Она основывается как на естественных науках (химии, биологии, физике), так и на общественных, которые изучают законы развития общества (история, обществознание).
География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры, установить продолжительность дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, вычислить коэффициент увлажнения.
Еще один важный момент в том, что в информационный век цифровые технологии диктуют свои условия. В образовательном процессе цифровые технологии широко применяются учителем во всех дисциплинах. Благодаря электронным образовательным ресурсам можно добиться того, чтобы ученик в классе был более внимателен, получал гораздо больше информации и при этом уставал меньше, шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от урока.
Новизна данной работы состоит в связи предмета естественнонаучного цикла с математикой, в повышении у обучающихся мотивации и интереса к решению географических задач на основе математических методов. Применения в образовательном процессе ЭОР помогают в развитии межпредметных и метапредметных связей у учащихся.
Практическая значимость: приведенные в данной работе задания способствуют закреплению теоретического материала по учебному предмету, а также помогают эффективно подготовиться обучающимся к сдаче ОГЭ. А применение в образовательном процессе ЭОР способствует увеличению доли самостоятельной работы учащихся, повышении ее эффективности и оказание помощи в преподавании педагогу.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
При изучении географии в 6 классе изучается огромный понятийный аппарат, круговые, столбчатые, линейные диаграммы. Слайды с рисунками, графиками, таблицами, терминами наглядно демонстрируют презентации, подготовленные учителями и учащимися.
В результате продолжительного сотрудничества нами разработан сборник задач по географии, который опробован на практике и служит хорошим методическим материалом при проведении практических, проверочных работ.
Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать новые научные публикации из Интернета.
Компьютерные технологии, применяемые нами на уроках, можно разделить на группы: презентации; видеоуроки; информационно-обучающие, тестирующие.
1. Мультимедийная интерактивная презентация — средство развития познавательной активности обучающихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов.
2. Еще одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.
3. Информационно-обучающие программы хорошо работают как тестирующие. Тестирующие программы обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Карточки с заданием можно прикрепить в электронном журнале персонально ученику, или отправить по электронной почте.
Практические приемы межпредметных связей на примере географии и математики нашли отражение в отдельном Сборнике задач для 5-9 классов «Математика в географии», который разработан и опубликован на официальном сайте издания pedrazvitie.ru. Географические исследования и практические задачи базируются на большом объеме количественной информации, которую необходимо сгруппировать, классифицировать, а также объективно оценить. Эти вопросы успешно решаются с помощью математических и цифровых методов.
Как итог, можно сказать, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Современные электронные образовательные ресурсы предоставляют возможность обучающемуся научиться ориентироваться в информационном пространстве, отбирать из множества предлагаемой информации только ту, которая позволяет решить данную познавательную задачу, способствуют повышению информационной культуры.
Но нельзя полностью заменить традиционные методы и приёмы обучения в школе, так как они имеют свои определенные достоинства: такие, как прямой диалог между учителем и учеником, между учениками. И современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. На сегодняшний день такая работа возможна.