Дистанционное взаимодействие педагогов, детей и родителей. Новый формат партнерских отношений ЦДТ «Радуга успеха» и семьи (из опыта работы)
Краснова Елена Витальевна,
педагог дополнительного образования
Лукина Елена Петровна, педагог-организатор
МБУ ДО ЦДТ «Радуга успеха» г.о.Самара
Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье. В.А. Сухомлинский
Статья представляет опыт реализации семейного онлайн-курса «Дом, в котором живет творчество». Данный онлайн-курс в 2021 году на городском конкурсе дистанционных курсов дополнительного образования детей занял первое место и успешно реализуется в ЦДТ «Радуга успеха» г.о. Самара.
Цель данной статьи — поделиться опытом работы по взаимодействию педагогов Центра с семьями воспитанников, используя дистанционные технологии.
В образовательном процессе одним из важных моментов является связь педагога, обучающегося и родителей. В условиях современного жизненного ритма не все родители имеют представление и находятся в курсе событий, касающихся обучения и развития своего ребёнка. Дистанционные технологии дают возможность непосредственного участия родителей в организации учебного и творческого процесса в домашних условиях и контроле своего ребенка при выполнении задания.
Ценность дистанционного образования заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основные задачи: не только обучить ребёнка, но объединить родителей и детей посредством совместной творческой деятельности.
В рамках удалённого режима работы и для решения вышеперечисленных задач, появилась идея создать семейный онлайн-курс «Дом, в котором живет творчество» с использованием дистанционных образовательных технологий.
В сложившихся условиях перед нами возникли вопросы, где осуществлять этот процесс, как организовать самостоятельную работу родителей и учащихся и контролировать выполнение ими заданий. Изучив все предложенные варианты для дистанционного обучения, педагоги остановились на образовательной платформе Google Classroom.
Онлайн-курс включает в себя 2 модуля: «Творцы – молодцы» и «Семейная игротека», в которые вошли разнообразные формы дистанционных технологий.
Представляем наиболее яркие мероприятия, запомнившиеся участникам:
- Модуль «Творцы – молодцы».
Мастер-классы. При организации мастер-классов педагоги продумывали тематику, чтобы она была интересна детям, и практическую часть, чтобы она была под силу всем участникам. В основном это было знакомство с историей праздника или поделки, затем изготавливали по образцу своими руками поделку из цветной бумаги, картона или другого материала. Например: «Мастер-класс по изготовлению объёмной снежинки» (ссылка прилагается: https://youtu.be/vyeI8oTGBEc), мастер-классы «Рождественский ангел в технике оригами» ( https://youtu.be/jN0OWgjD9wc).
- Модуль «Семейная игротека».
Онлайн-квест. Одна из самых познавательных и увлекательных — это игра «В поисках Рождества». Онлайн-квест состоял из пяти станций, где дети должны были показать свои знания, проявить смекалку в выполнении заданий и раскрыть умения в творчестве. В конце — приглашение в онлайн-кинотеатр (https://learningapps.org/watch?v=po9dmd7cj20).
Онлайн-викторины. Каждая разработанная педагогами викторина имеет определённую тематику; содержит в себе задачи, правила, действия и другие компоненты, необходимые для достижения заранее поставленной цели. Например: «День народного единства», где учащимся предлагалось проверить свои знания, а может быть и пополнить их историей этого праздника (https://learningapps.org/watch?v=pk4iow9vc20).
Викторина «Из мультфильма в мультфильм», где на сайте Центра открыта ссылка на гугл-таблицу (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf7jWXCdLHlZYEEK-tqo7G3zgCvYNbss2r-BNrdyB5GVeTcvA/viewform).
Участники должны были вписать свои данные и ответить на определенное количество вопросов. Результаты отправляли на почту Центра. Затем подводились итоги и победители получали призы.
Онлайн-кроссворды. Мы знаем, что кроссворд – это самая популярная головоломка. Например: «В мире сказок А.С. Пушкина», где участникам предлагалось вспомнить, как зовут сказочных героев из произведений Пушкина и как называются сказочные предметы в этих сказках. (https://onlinetestpad.com/f5y2w6voyt6b2). Участников этого кроссворда было самое большое количество, причём разных возрастов – так все любят творчество А.С. Пушкина.
Педагоги Центра старались выбрать максимально интересные формы работы, сделать их более зрелищными, интерактивными и увлекательными. Педагоги ориентировались не только на возрастные особенности и образовательную программу детского объединения, но и на индивидуальные предпочтения детей. Работа в дистанционном режиме позволила творчески подойти к реализации образовательных задач: были подобраны задания и упражнения, которые вызывали у детей и родителей живой интерес и эмоциональный отклик.
Родители проявили высокую активность, заинтересованность и с удовольствием приняли участие во всех творческих мероприятиях, увлекаясь вместе с детьми загадочными заданиями, познавательными видео, творческими идеями, совместно смотрели, мастерили, играли. После каждого участия в мероприятии родители и дети оставляли положительные отзывы.
Находясь дома, дети благополучно справлялись с предложенными заданиями, не испытывали эмоционального дискомфорта, с интересом познавали новое и демонстрировали свой опыт и запас знаний. Об этом свидетельствует «обратная связь» родителей (фотоальбомы выполненных заданий и творческих работ).
По окончании всего курса проводились итоговые мероприятия.
Модуль «Творцы – молодцы»:
- организация и проведение итоговой онлайн — выставки семейных творческих работ;
- награждение победителей по результатам выставки.
Модуль «Семейная игротека»:
- онлайн-тест на знания праздников, традиций и обычаев нашей страны и своей семьи;
- награждение победителей по итогам теста.
В результате прохождения курса всем участникам была предложена анкета, чтобы определить возможность дальнейшей работы по созданию подобных курсов и учесть положительные и проблемные моменты в организации и проведении онлайн-мероприятий.
В анкетном опросе приняли участие около половины всех родителей, которые отметили нужность и актуальность таких дистанционных курсов, подтвердили положительные изменения детей, их увлеченность и готовность к дальнейшему участию в подобных мероприятиях.
Практика показала важность дистанционных образовательных технологий в семейном творчестве, так как способствует:
— развитию у учащихся творческого потенциала, мотивации к развитию;
— пополнению и формированию интеллектуальных знаний, логического мышления, навыков самостоятельной работы и самооценки;
— формированию опыта и умения работы с различными информационными источниками;
— укреплению семейных отношений;
— развитию эффективного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают совершенно новые возможности для творчества и детям, и педагогам, и родителям.
Педагог, владеющий инновационными формами работы с семьей, добивается не только хороших показателей по развитию своих учащихся, но и способствует повышению своего имиджа и профессионализма.
Данный онлайн-курс и дистанционный формат работы предоставляет педагогам уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные педагогические сообщества можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях: конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и др.
Опыт использования дистанционных технологий в Центре детского творчества «Радуга успеха», безусловно, пока невелик и требует дальнейшего развития. Однако мы верим, что практика такого взаимодействия не останется невостребованной и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать Центр. Возможно, данные наработки пригодятся педагогам других образовательных учреждений. Используя дистанционные формы в своей работе, педагоги, учащиеся и родители открывают новый формат взаимоотношений. Такой формат расширяет увлекательный мир творчества посредством информационно-коммуникационных технологий и совершенствует всех участников партнёрства: детей, педагогов и родителей.
Литература
- Модель организации дистанционного обучения, как основа для создания индивидуальной образовательной траектории // Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. – СПб: ГБУДПО «СПбЦОКОиИТ». — 2016.
- Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы II региональной научно-практической конференции /Сост. Матросова Н.Д./ – СПб: ГБУДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017.
- Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 322-329.
- Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. — N 2. — С. 6-7.
- Полат Е. С., Моисеева М.В. Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006.
Интернет-источники
- https://vc.ru/u/528817-margarita-tomazova/133677-socialnye-seti-kak-informacionnyy-resurs
- https://урок.рф/library/primenenie_sotcialnoj_seti_vkontakte_v_obrazova_074844.html
- https://multiurok.ru/files/stat-ia-tiekhnologhii-distantsionnogho-obuchieni-1.html