«Гражданин Самарской области – гражданин России»


Пахомов Владимир Петрович, старший методист, кандидат исторических наук, заслуженный учитель РФ,

Шилов Алексей Дмитриевич, старший методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ,

Косарев Андрей Николаевич, старший методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ

В мае 2015 г. правительство России утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», где среди приоритетов государственной политики в этой сфере выделяются: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбы России; внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; патриотизма, чувства гордости за свою родину, готовности к защите интересов Отчества, ответственности за будущее России.

В 2014 году сотрудники Центра гражданского образования Самарского Дворца детского и юношеского творчества решили разработать алгоритм и внедрить в региональную педагогическую практику новую методику — Интернет-проект «Гражданин Самарской области — гражданин России».

Главной целью являлось формирование у подрастающего поколения патриотических и гражданских качеств, воспитание чувства сопричастности к истории России и родного края, гордости за вклад земляков в защиту и процветание Родины.

Проект способствовал решению важнейших задач:

— формирование мотивации обучающихся к изучению важнейших событий и этапов истории родного края как неотъемлемой части нашего Отечества;

— освоение школьниками новых форм поиска, обработки, анализа и презентации исторической информации;

— использование материалов, результатов поисковой и исследовательской работы учащихся с муниципальными школьными краеведческими музеями, общественными и образовательными организациями.

Предполагалось соединить два исследовательских поля учащихся: анализ краеведческого исторического материала и подбор максимально емкого визуального сопровождения, что итогом данной работы будет малая краеведческая Энциклопедия, сделанная руками школьников.

Участники конкурса проводят работу по исследованию материалов о наиболее значимых с точки зрения российской и региональной истории событиях, выдающихся личностей, мемориальных объектах, которые являются предметом особой гордости той или иной территории нашего края. С учетом специфики Интернет-проекта важным элементом исследования должен стать визуальный фон, в котором могут быть отражены фрагменты документов, газеты, рисунки, письма, фотографии различных наград, воспоминания, видео- и аудиозаписи участников памятных событий.

В ходе этого проекта позитивно использзуются несколько сюжетных линий патриотического плана.

Во-первых, привлекается внимание школьников к истории родного края с целью выявления своеобразных «брендов» родных территорий (некоторых объектов, исторических событий, ярких страниц великого подвига земляков в 1941-1945 гг.), которыми можно по праву гордиться и с которыми хочется познакомить широкий круг сверстников и жителей нашего региона.

Во-вторых, инициируется их исследовательская деятельность по поиску наиболее объемного визуального материала, делающего наглядным и доказательным школьную исследовательскую работу.

В-третьих, в ходе этой работы даётся возможность учащимся соотнести события, происходившие на территории нашей области, с историческим контекстом страны, что позволяет учащимся в полной мере ощутить себя, жизнь и дела своих земляков в тесном единстве с многонациональным составом нашего государства. Данное тесное взаимопроникновение региональной и общенациональной истории является одним из важнейших концептуальных подходов реализации нового историко-культурного стандарта, ныне внедряемого в образовательное пространство России.

В-четвертых, школьники, используя возможности системы Интернет, знакомят с достопримечательностями родной местности сотни и тысячи сверстников из разных уголков страны, устанавливают с ними дружеские контакты, приглашают в гости.

В-пятых, педагоги региона получают хороший ресурс гражданско-патриотического воспитания, который может быть многократно использован на уроках отечественной истории, внеклассных мероприятиях, на занятиях курса «Краеведение», в деятельности школьных историко-краеведческих музеев.

В процессе подготовки исследовательских работ в рамках данного конкурса учащиеся формируют в себе навыки работы с краеведческой литературой, картографическим материалом, фотофондами, данными государственных и  семейных архивов.

Практическим применением подготовленных исследовательских материалов стали научные и публицистические статьи, опубликованные в местных газетах и интернет-сайтах, проведение экскурсий по памятным местам своей малой родины, составление уголков памяти и музейных комнат в учебных заведениях.

С 2015 года Центр гражданского образования в регионе развернул Интернет – проект, в котором по трем номинациям: «Легенды и память» (исторические и памятные места моей «малой родины»); «След в истории» (исторические события, произошедшие в родной местности, оказавшие влияние на историю края или нашего государства); «Никто не забыт, ничто не забыто» (вклад земляков в победу нашего народа в Великой Отечественной войне) школьники начали готовить исследовательские работы по истории Самарского края, активно используя яркие иллюстрации по избранным темам из ресурсов Интернет и других источников.

Всего за период 2015-2022 гг. в оргкомитет конкурса поступило более 600 проектов по различным номинациям.

Об актуальности данной деятельности свидетельствует то факт, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. В конечном итоге у молодого поколения должно быть сформировано гражданско-патриотического сознания, а также обеспечены благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом. Современные условия делают выполнение данной задачи чрезвычайно сложной.  Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, в обществе — безработица, пьянство, наркомания; подрастающее поколение, никому не нужное в мире денежных отношений. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота, человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. Первым шагом к воспитанию такого человека должно стать краеведение.  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине.

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Задачей краеведения является не только передача комплексные знаний о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитание любви к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Наряду с традиционными объектами изучения истории нашего края (улицы, архитектурные памятники, историко-бытовые ансамбли, особняки, усадьбы, церкви, сады и т.п.), новыми объектами изучения малой родины являются промышленные предприятия, современные индустриальные и технологические центры, а также события, произошедшие в родной местности и оказавшие влияние на историю края или нашего государства.

Следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, подобным областному конкурсу «Гражданин Самарской области — гражданин России», реализованным в системе дополнительного образования, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов России. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Хотелось бы отметить наиболее интересные проекты 2022 г.

В номинации «Легенды и память» ученица 5 класса 148 самарской школы Варвара Тебякина представила уникальную работа «Мир самарского модерна: наследие Зельмана Клейнермана». Уникальность работы заключается не только в глубине проработке темы с использованием большого количества архивных материалов, но и в том, что конкурсант сопроводил выступление своими рисунками исторических зданий самарского модерна.

Студенты Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства Кристина Радке и Николай Ольховский в номинации «След в истории» представили научно-исследовательскую работу «Культура «Запасной столицы». Ребятам удалось на основе собранного материала объёмно показать картину военной жизни города Куйбышева не только как административного и промышленного, но и как культурного центра того времени. Особо члены жюри за актуальность работу Вячеслава Чубаркина, ученика 11 класса школы с. Кротовки. «Он вчера не вернулся из боя». Работа посвящена выпускнику этой школы Карнаухову Денису Геннадьевичу, героически погибшему при освобождении города Попасный Луганской области в апреле 2022 г. Ребята не только собрали материал о жизни героя, но и увековечили память земляка, поставив в школе «Парту героя».