Трансформация образовательного пространства в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2030 года
Сироткина Елена Александровна, руководитель
Регионального модельного центра дополнительного образования детей
в Самарской области, заместитель директора, методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ
Журавлева Светлана Владимировна, старший методист
Регионального модельного центра дополнительного образования детей
в Самарской области ГБОУ ДО СО СДДЮТ
Традиционно в начале учебного года для работников сферы дополнительного образования детей Самарской области проходит конференция, где мы подводим итоги прошедшего учебного года, обсуждаем назревшие и нерешенные проблемы, определяем пути их решения и определяем перспективы дальнейшего развития системы дополнительного образования. В 2022 году такая ежегодная встреча профессионалов состоялась 15 и 16 сентября в рамках тематического поля «Дополнительное образование детей — пространство экспериментов». Пленарное заседание и круглые столы состоялись в очном формате на площадках исторического парка «Россия – моя история» и Самарского Дворца детского и юношеского творчества, а панельные дискуссии — в формате видеоконференции. В работе конференции приняли участие более 1000 педагогических работников сферы дополнительного образования из государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, общеобразовательных организаций, некоммерческих и частных организаций.
В ходе работы конференции на пленарном заседании были заслушаны и обсуждены выступления 10 экспертов по теме: «Трансформация образовательного пространства в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2030 года». Основным спикером пленарного заседания стала заместитель министра министерства образования и науки Самарской области Елена Олеговна Пинская, в выступлении которой были представлены основные приоритетные направления развития областной системы дополнительного образования детей.
Эксперты представили свой профессиональный взгляд на развитие региональной системы дополнительного образования в свете Концепции. Было подчеркнуто, что система дополнительного образования играет направляющую и координирующую роль в воспитании и формировании у детей общероссийской гражданской идентичности, ответственности, патриотизма. Каким образом решать данную задачу, было предложено директором Самарского Дворца детского и юношеского творчества Бодровой Т.Е. Особое внимание в своих выступлениях эксперты уделили вопросам выравнивания доступности дополнительного образования для разных категорий детей. Директор Самарского регионального центра для одаренных детей Липенская И.А. предложила расширять границы деятельности и через модели интеграции со школами, и через сетевую форму реализации программ или сетевое взаимодействие с различными профильными организациями. Акцент на социальную реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через участие в социокультурных пробах и воспитательных мероприятиях сделала директор Центра специального образования Архангельская И.В. Представители министерств культуры и спорта (Дмитриева И.А., Плешко Е.В.) были единодушны в необходимости актуализации межведомственного взаимодействия как между отдельными организациями, так и ведомствами образования, культуры и спорта по вопросам реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года. О необходимости непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников и материальной поддержке молодых специалистов высказалась заместитель председателя Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации О.А. Киракосян. О принципе открытости образовательной организации, в том числе и информационной, высказали свою позицию представитель окружного родительского собрания Юго-Западного округа Жемкова Ю.В. и директор Детского епархиального образовательного центра Лёвин Д.В.
Необходимо отметить, что в этом году организаторы впервые использовали электронную регистрацию, участникам также была предоставлена возможность диалога со всеми спикерами и организаторами через чат в Телеграм, где по итогам Конференции прошло и обсуждение проекта резолюции Конференции.
Второй день конференции прошел в формате видеоконференции, на которой были представлены 32 доклада и видеопослания. Открывала видеоконференцию Львова Л.С., заместитель директора Всероссийского центра художественного творчества, кандидат педагогических наук, докладом «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: методический аспект». Спикеры конференции говорили, что дополнительное образование — это уникальная образовательная система, где отсутствует обязательность участия в деятельности, стандарты и жесткие регламенты. Педагоги здесь проявляют креативность, экспериментируют с формами, методами, подходами. Перед дополнительным образованием всегда стоит задача выстраивания баланса актуальности, трендовости, современности и одновременно глубины, преемственности, проработанности содержания. Сегодня дополнительное образование должно быть самым гибким инструментом и наиболее популярным вариантом получения знаний, навыков и наработки опыта сверх того, что имеется.
Предложения экспертов и спикеров были внесены в резолюцию, где определены следующие приоритетные направления развития системы дополнительного образования Самарской области на 2022-2023 учебный год:
1. Развитие технической, туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей, в том числе на базе учреждений общего образования, театральной, физкультурно-спортивной, музейной и медийной деятельности.
2. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся и с учетом современных образовательных моделей с ориентацией на практику (хакатоны, волонтерские практики, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.).
3. Обеспечение доступности дополнительного образования, в том числе с помощью использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ, возможностей дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
4. Разработка и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ и с инвалидностью и программ, где осуществляется интегрированное обучение детей данной категории.
5. Включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
6. Усиление воспитательного компонента дополнительных общеобразовательных программ, использование потенциала детских общественных движений и организаций (Российское движение детей и молодежи, «Орлята России», Юнармия, ученическое самоуправление, добровольчество), создание школьных спортивных клубов, школьных театров, школьных команд КВН.
7. Продолжение работы по выявлению и развитию способностей и талантов детей, в том числе у детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и/или инвалидностью), и обеспечению их участия в социокультурных пробах и мероприятиях различных уровней, в том числе дистанционных.
8. Использование возможностей сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования с Самарским региональным центром для одаренных детей, Центром специального образования, учреждениями, подведомственными министерствам культуры и спорта, а также учреждениями высшего и среднего профессионального образования в интересах детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и/или инвалидностью, для их творческой реализации и профессионального самоопределения.
9. Изучение и использование лучших практик деятельности детских общественных организаций, добровольческих и волонтерских движений, ученического самоуправления, социально значимых проектов, и образовательных практик реализации программ физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей для профилактики правонарушений через вовлечение несовершеннолетних, находящихся в «группе риска» и трудной жизненной ситуации.
10. Активизация работы по использованию возможностей Навигатора дополнительного образования детей Самарской области и других информационно-коммуникационных технологий для формирования открытого информационного пространства, позволяющего всем субъектам дополнительного образования активно участвовать в формировании социального заказа и оценке качества образовательных услуг, мероприятий и проектов системы дополнительного образования детей.
11. Обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации в системе дополнительного образования, в том числе через деятельность практико-ориентированных школ с привлечением высококвалифицированных специалистов и наставников из сферы дополнительного образования и воспитания, готовых передавать свой опыт особенно молодым педагогам.
12. Активизация работы по вовлечению родительского сообщества в процесс обучения и воспитания детей путем привлечения их к разработке и внедрению дополнительных общеобразовательных программ и проектов, участию в воспитательных мероприятиях для укрепления детско-родительско-педагогического сообщества. Система дополнительного образования детей Самарской области вступила в новое десятилетие как один из драйверов модернизации регионального образования, олицетворяя собой территорию экспериментов, инноваций, творчества и успеха.