Развитие творческих способностей старшеклассников в работе над моноспектаклем в театральной студии. (Из опыта работы в театральной студии «Четвертая стена» ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара)


Михайлов В.Н., доцент кафедры СГИК, СОУКИ

Творчество – это привнесение в жизнь чего-то нового. Каждый человек неповторим и уникален. Реализация этой неповторимости и уникальности – это и есть творческий акт. Творческий потенциал личности, его творческие способности раскрываются именно через эмоциональный аспект. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или чего не знает, а тем, что он чувствует, принимая и поддерживая эмоциональные проявления детей, взрослый способствует их развитию. И именно театральное искусство в большей степени помогает развивать чувственную, эмоциональную сторону личности ребенка. Актер, единственный человек, которому предоставляется возможность за свою одну жизнь пережить судьбу сотен людей. Для ребенка, в нашем случае, слово «пережить», становится равным понятию «понять», набраться опыта.

Сочинение моноспектакля было экспериментом в нашей театральной студии, в котором ученики писали композицию по судьбе героя литературного  произведения, а затем являлись непосредственно  исполнителями в своем сочиненном моноспектакле. Это была итоговая, выпускная работа, позволяющая учащемуся показать все свои навыки и умения. Моноспектакль выдвигает перед учащимся большие требования, в данной ситуации ребенку не за кого спрятаться: он становится один на один со зрителями. В этом случае данная форма работы  вырабатывает качества лидера: смелость, умение держать себя перед большой аудиторией, умение держать на себе внимание длительный промежуток времени, закаляет волю и стойкость, учит публичному выступлению на сцене без партнеров.

В основу нашей работы  закладывался классический репертуар: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», А.Островский «Гроза», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Дети, в силу своих ограниченных познаний часто берут произведения из школьной программы. Но это их выбор, понравившийся им литературный герой или героиня. И это ни в коем случае не плохой выбор, а выбор, помогающий учащимся глубже разобраться в тех проблемах, о которых автор говорит в своем произведении. 

После выбора материала с самых первых шагов работы  перед учащимися ставится вопрос актуальности и современности звучания данного произведения. В процессе доказательства своей точки зрения ребенок учится дискутировать, отстаивать свои взгляды и те мысли и чувства, те темы и проблемы, о которых он хочет поговорить со зрителем. После утверждения выбранного материала и его защиты идет следующий этап работы перевода литературного повествовательного текста, в котором главным является событие, в драматургическую форму, в которой главным становится действие. Задача учащегося в этом случае является составить монолог героя, который происходит на глазах у зрителей на протяжении 15-25 минут. В произведении эта история может складываться в несколько дней, в один месяц, год, а порой и несколько лет. Как уложить такой огромный жизненный путь в маленький промежуток сценического времени? Задачей учащихся на этом этапе работы становилось вычленение основных этапных событий героя из общей структуры произведения.

Выбор главных и ведущих событий, способствующих раскрытию темы и составление своей монопьесы с учетом основных законов построения драматургии: исходного события, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Какой процесс я буду выстраивать на сцене: суд над героем, исповедь героя, перерождение, просветление героя после глубоких потрясений? Процесс от чего, к чему и через что? С какими чувствами я поднимусь на подмостки и какие ощущения и переживания я унесу с собой за кулисы? На все эти вопросы должен был ответить учащийся, задумывая свое детище.

Самый трудный этап работы – анализ литературного материала. Чем больше вы будете задавать себе вопросов, тем глубже вы будете понимать суть происходящего в произведении, разыскивая на них ответы. Очень провокационны вопросы-тупики: почему Раскольников, желающий помочь униженным и оскорбленным, оказался в конечном итоге в тюрьме? Почему Екатерина Измайловна, мечтающая о страстной большой любви, кончает жизнь самоубийством? Почему Маргарита бросает своего мужа и остается со своим любовником Мастером? Все эти вопросы направляют поиски учащегося в нужное русло. Такие вопросы облегчают работу по анализу литературного произведения, делают эту работу интересной. Учащийся становится следователем, который застал героя на месте преступления, и задача его состоит в том, чтобы найти ответ, что привело героя к совершению того или иного поступка. В этот период работы учащийся как бы «вживается» в материал, превращая его из холодного неприятеля в доброго друга. После составления своей монопьесы начинается процесс превращения текста в художественно завершенную форму, т.е. репетиция будущего моноспектакля.

На данном этапе проблемный метод обучения наиболее способствует достижению поставленных задач. Учащиеся отвечают на вопрос КАК? Перед учащимся ставится задача: как, например, показать четыре убийства, совершенные Екатериной Измайловной в художественной форме, через образную предметную природу сценического пространства? Как показать полет Маргариты в обнаженном виде? Как провести диалог, если на сцене ты работаешь без партнера? Все эти постановочные и художественные задачи заставляют учащегося включать фантазию, развивают природу воображения, учат мыслить визуальными образами. В итоге в совместной работе педагога и учащегося моноспектакль поставлен, и вот наступает день и час премьеры. В этом событии есть тоже свои определенные психолого-педагогические аспекты. Как мы сказали выше, в данной форме решения спектакля подросток становится один на один с большой аудиторией, он «обнажен» перед всеми, каждая фальшь видна, за каждым движением следят десятки глаз. Исполнитель понимает, что если он не «затратится» внутренне, зритель ему не поверит. Здесь хочется немного сказать о профессионализме в детском любительском театральном коллективе. Да, обучая воспитанников своего коллектива, мы не ставим задачи сделать из каждого актера, но ребята хотят выступать на сцене, следовательно, они должны делать это грамотно, чтобы их существование было убедительным и органичным. И если мы хотим добиться определенного результата, мы обучаем ребят профессии, в данном случае не нужно путать понятия профессионализм и профессионал. В нашем случае профессионализмом в работе ребенка является грамотное существование на сценической площадке, при котором ребенок выходит на сцену и знает свои задачи, осознанно действует, а не произносит текст и не изображает чувства. Но это уже другая проблема, о которой мы поговорим в следующей статье.