Основные направления духовно-нравственного воспитания в деятельности образовательных организаций


(по итогам проведения Круглого стола по развитию дополнительного

образования  в рамках Международных рождественских

образовательных чтений  в мае 2022 года в храме Христа Спасителя)

Ермолаева Т.И.,

методист-куратор учебных филиалов

НФ «Детского епархиального образовательного центра»,

куратор Международных рождественских образовательных чтений -2022, Почетный работник образования РФ

В Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» от 2.07.2021 года № 400 говорится о том, что «происходящие в современном мире изменения затрагиваю не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ, в области образования, науки, культуры, религии, языка…приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета…»[1].

В настоящее время наша страна переживает сложную ситуацию, требующую общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, которые требуют необходимости реформирования различных систем, в том числе образования и в том числе дополнительного образования.

25 мая в г. Москве в рамках XXХ юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание круглого стола, организованного Некоммерческим фондом «Детский епархиальный образовательный центр» совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Самарской епархии, Самарской духовной семинарией при информационной поддержке Министерства образования и науки Самарской области, посвященного реформированию дополнительного образования, и его ведущая тема звучала следующим образом: «По стопам Петра I. Актуальность реформ дополнительного образования: светский и церковный взгляд».

Участники Круглого стола, проходившего в стенах храма Христа Спасителя, сделали основные акценты на предстоящие реформы в сфере ДО и приоритетные направления в государственной политике, в образовательных учреждениях в отношении этой сферы образования, в том числе в области духовно-нравственного воспитания.

С программными докладами на круглом столе выступили: протоиерей Алексий Беляев, модератор КС – иерей Дионисий Лёвин, директор НФ «Детский епархиальный образовательный центр», руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской Епархии; Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Высшей школы экономики; протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской Духовной Семинарии; Куприянов Борис Викторович, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». В прениях выступили со своими идеями, планами и перспективами руководители, методисты, педагогические работники системы ДО России.

Большинство основных докладчиков цитировали цель дополнительного образования, которая выражает, прежде всего, как духовная и нравственная основа развития личности обучающихся:

«…создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности» [2].

«Для гармонически развитой, всесторонне развитой личности одна школа не в состоянии справиться с этой задачей. Школа сконцентрирована на базовых стандартах в образовании, в это время усилия дополнительного образования сосредоточены на компенсаторной функции, дополняющей до полного, до целостного, где усилия перенаправляются на развитие интересов, склонностей, талантов детей, их родителей», – отмечалось С. Г. Косарецким на Круглом столе.

Участники КС отметили, что, несмотря на большие завоевания в этой сфере деятельности с 2014 по 2022 гг., сегодня сохраняется ряд проблем как духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, так и сфере организационного и материально-финансового характера, отмеченных в новой Концепции развития ДОД и требующие новых решений, в том числе следующие:

«…неэффективное использование потенциала дополнительного образования в формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с духовным, эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира…;

неэффективное использование потенциала необходимой организации воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;

недостаточные темпы обновления содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;

недостаточное внимание формированию единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей и достаточно широкого привлечения и участия организаций негосударственного сектора (в том числе конфессионального характера) в реализации дополнительных общеобразовательных программ и многие другие…».

Участниками Круглого стола (далее – КС) были особенно подчеркнуты достижения и завоевания системы ДОД, которые пришлись на 2014-2022 год со времени реализации предыдущей Концепции развития ДОД. Позитивы развития дополнительного образования, по словам С. Г. Косарецкого:

 «система приобрела богатейший позитивный опыт…, что вызывает воодушевление, движение вперед…, особенно нужно отметить движение системы, направленной на создание ее целостности, стремление сделать ее современной и комфортной… «корабль» ДО преодолело за эти годы очень много трудностей и продвинулся далеко, невзирая на неукомплектованность команды и материально-финансовые трудности. Ведь нужно учитывать то, что система уникальна, и того, что представляет собой ДО в России, мы не находим во всем мире».

Отмечались следующие инновации и приоритетные направления деятельности в сфере ДОД, которые произошли в сфере духовно-нравственного воспитания ДОД в основном в последнее десятилетие, которые необходимо продолжать и развивать как эффективные и необходимые:

– значительное расширение воспитательного потенциала дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей и молодежи различными современными форматами, формами и методами работы; активизация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества, государства и каждого учреждения ДОД, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, а также активное целенаправленное вовлечение родителей в образовательный процесс дополнительного образования (выступающие: отец Дионисий Лёвин, директор НФ «ДЕОЦ»; Мальцева С.М., преподаватель ГБПОУ «Самарский энергетический колледж», г. Самара; Капустина О. В., директор Института культуры и молодежной политики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», к.п.н., доцент);

– важность и необходимость анализа и оценки воспитания в наши дни, как во всей системе российского образования, так и дополнительном образовании в частности, а также создание ряда документов, важных для развития процесса воспитания – это и акцент на воспитание в Законе РФ «Об образовании в РФ», развитие процесса воспитания в рамках Концепции развития ДОД до 2030 гг., создание Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, а также включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с духовным, эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием человека, значимых для вхождения РФ (выступающие: отец Алексей Беляев; Грабцова Е. В., методист муниципального учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Балахна Нижегородской области);

– приоритетное развитие духовно-нравственного воспитания в наши дни в рамках анализа духовно-нравственного воспитания в различные эпохи развития государства, в частности, в эпоху Петра Великого (выступающие: Гусакова В. О., кандидат искусствоведения, преподаватель, методист ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ» отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии г. Санкт-Петербурга);

– уделение особого внимания задачам профессионального образования (среднего профессионального, высшего образования, дополнительного профессионального образования, в том числе программам повышения квалификации работников и специфике профессионального конфессионального образования), их лицензирования, аккредитации, документационного обеспечения, а также формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании (выступающие: протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской Духовной Семинарии; Капустина О. В., директор Института культуры и молодежной политики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», к пед. н., доцент);

– расширение возможностей использования в воспитательном процессе культурно-природного наследия народов России, обновленной художественно-этической компоненты в пути воспитания личности (выступающие: Родионова Е. Е. и Кузнецова М. Е., методисты МБУ ДО Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара);

– усиление роли ДО в реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ОВЗ адаптированных программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях (выступление: Бачина М. Д., педагог-организатор высшей категории  Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» г. Екатеринбург; заочно выступающие: Голова Н. Б. и Наталевич М. В., воспитатель и инструктор по физической культуре структурного подразделения «Детский сад» ГБОУ СОШ № 12  г. Сызрань);

и многие другие направления развития ДО.

Отмечая концептуальные направления деятельности в развитии ДО, выступающие отметили, что «важна задача баланса в единой системе образования: баланс интересов семьи и государства; баланс между реализацией интересов специализированных групп обучающихся (одаренных, социально незащищенных, с ограниченными возможностями и др.) и массовыми запросами детей и их родителей; баланс между государством и частным; школой и дополнительным образованием; баланс между «цифрой» и ее аналогом, баланс между централизацией и автономией, где важна поддержка и усиление роли общественного мнения, роли местного сообщества и других организация, в том числе и церкви… Церковь, в настоящее время, как наиболее чувствительная к интересам своего сообщества, своему приходу, которая тонко чувствует и видит эти запросы и интересы и от них выстраивает содержание программы, осуществляет подбор педагогов, создают комфортную атмосферу, где дети и родители доверяют и чувствуют безопасность в нашем напряженном мире» (Косарецкий С. Г.).

На КС была высказаны интересные идеи по концепции развития детства соответственно и Концепции развития ребенка в России «как ребенка-автора  своего стартапа (краткосрочный проект, основанный на какой-либо конструктивной идее и, возможно на продвинутом этапе его реализации, требующий финансирования для развития» (Куприянов В. Б.).

В заключение работы КС, его модератор-отец Дионисий, подводя его итоги, обобщив и суммировав все выступления, выразил надежду на то, что «духовно-нравственное воспитание в работе каждого педагога, каждого образовательного учреждения не на бумаге и в планах, а реально и действительно будет положено в основу их деятельности и станет движущей основой нашего общества».

Список цитируемых материалов:

1. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» от 2.07.2021 года № 400, раздел «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей…».

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. –  URL: http://static.government.ru (дата обращения: 20.05.2022).