«Из жизни школьного театра»
Трейзе Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования
СП «ЦВР» ГБОУ СО СОШ №9 г. о. Октябрьск
Роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоничную личность ученика. Театральный педагог стремится организовать доступные условия для эмоционального проявления раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Театральная деятельность – как вид дополнительного образования, помогает в становлении личности и ориентирует ребенка не только на творческое созидание в рамках театра, но и побуждает на овладение другими знаниями, направлена на развитие художественного мышления, артистических способностей, выявление единства слова, музыки, танца, формирование знаний художественной литературы.
Исходя из этого, в 2017году, перед нами была поставлена непростая задача, организовать детский театр совершенно не в театральных условиях, а именно: на территории общеобразовательной школы, где совершенно отсутствует театральная материальная база.
Все мы прекрасно понимаем, что театр создается при помощи многих выразительных средств, и конечно главную роль здесь мы отводим актеру, ведь именно ему необходимо научиться действовать не только физически, а в первую очередь словом. Действовать где? Конечно, для этого должна быть организована сценическая площадка, со световым и музыкальным оборудованием, необходимы декорации, реквизит, костюмы и многое другое, что помогает артисту в процессе перевоплощения в образ.
И вот после театрального зала, где мне приходилось работать ранее, который по всем правилам театра был темным, с темной одеждой сцены, с темным напольным покрытием и закрытыми щитками окнами, я начинаю работу в общеобразовательной школе. А именно мне был отведен небольшой школьный холл, поскольку других вариантов моего пребывания там не было.
Целый год мы проводили репетиции в холле, с большими окнами и проходными дверьми. Говорят же, человек привыкает ко всему, смирилась и я, поразмыслив немного, я пришла к одному выводу, пусть у меня нет сцены но у меня есть мои юные артисты, они хотят репетировать, хотят выступать, хотят показывать свое мастерство на конкурсах, и я решила, будем работать в условиях НИЧЕГО и показывать всем своё мастерство.
В первый год у нас появилось единственное и по сей день, театральное оборудование — фанерные кубы. На самом деле эти кубы очень многофункциональны, их можно использовать как различные декорации, тот же стул или стол, пенек, или камин, тут работает только фантазия. В тот первый год мы их использовали как гнездо аистов, поскольку взяли в работу спектакль по рассказу Г.Х. Андерсена «Аисты». Всего пять кубов, два побольше, и три поменьше, на передней стенке мы нарисовали дома с крышами, а юные артисты, игравшие аистов и аистят, стояли на них, сидели, летали вокруг в зависимости от мизансцен спектакля. И вот несмотря на все трудности репетиционного процесса, уже в декабре, а начали мы работу соответственно с сентября, мы отправляемся на Всероссийский фестиваль конкурс детского и юношеского творчества «Первые шаги» в г. Самару, где мы получаем Диплом Лауреата I степени.
Этот результат дает хороший толчок к дальнейшему развитию и вообще к дальнейшей деятельности нашего детского театра «Аист». С этого момента мы стали участниками конкурсов различных уровней, и всегда имеем высокий результат, а именно дипломы лауреата 1, 2, 3 степеней.
Вы спросите, а что изменилось в техническом оснащении спустя пять лет? Практически ничего. Но!
Нам выделили актовый зал, «великолепного» розового цвета, с небольшой узенькой сценой, на которой вместо кулис имеются две ширмы, а на заднике огромный экран. Благодаря экрану, в наших спектаклях появилась возможность смены места действия, либо демонстрация тематических слайдов к литературным композициям. Мы по-прежнему используем фанерные кубы, а также никогда не отказываемся от помощи родителей в приобретении элементов костюма, декораций или реквизита. Мы живем, в таких скажем так, совсем нетеатральных условиях, и у нас в общем — то неплохо получается, хотя мечты на что-то лучшее нас конечно не покидают.
Мы приспособились играть патриотические спектакли в розовых стенах нашей сцены, и кажется это никого не отвлекает, а значит артисты погружаются в тему, и влекут за собой и зрителя. И вы знаете, во всем происходящем есть свои плюсы. Юным артистам не приходится прятаться за всю эту театральную мишуру, у них, получается быть настоящими в образе, и для этого им совершенно не важно: стоят ли на площадке декорации, горит ли нужный свет и одет ли ты в шикарный сценический костюм.
Одним из важных принципов в нашем детском театральном коллективе — это отказ от подбора актёров. Спектакль решается в зависимости от того, на что способен тот или иной исполнитель, как он понимает ту историю, в которой действует его персонаж. А также предоставляем детям возможность пробовать себя в разных ролях.
Бывает и так, что ролей в запланированном спектакле гораздо меньше, чем артистов, и тут приходится придумывать несуществующие в постановках роли. Придумываем даже символическую роль. Она не обязательно должна быть со словами. Ведь одним из главных выразительных средств театра является действие. Существует то, что мы видим на сцене. Актёр может двигаться и ничего не произносить. И при этом играть некую заметную роль.
Костюмы у нас чаще всего подбираются по ходу дела, а не придумываются специально. Поскольку форма одежды на занятиях у всех детей черного цвета, мы добавляем к ней какие-то яркие, элементы: платки, юбочки, шляпки, банты, веера и т.п. Многое делается вручную, особенно это касается реквизита.
Театральные занятия стимулируют детей на постижение других видов искусства. Например, для изготовления декораций и костюмов ребята применяют свои изобразительные, технологические способности: им приходится вырезать, шить, мастерить. Эти виды деятельности приобретают смысл как части общего театрального процесса. Ну а игра на сцене завершает всю эту работу, дает ей полное выражение.
На первых этапах знакомства детей с театральным творчеством главной целью нужно отметить не возможность выступления детей на сцене пред зрителем, а подготовку к этим выступлениям при помощи учебно-тренировочных театральных занятий. Тренинги способствуют развитию таких актерских качеств, как воображение, память, фантазия, голос, эмоциональность, пластичность, свобода и другие.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на внеклассных театральных занятиях в школе.
В завершении хотелось бы вспомнить слова великого русского реформатора сцены К. С. Станиславского «Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет». Так что, несмотря на неоснащение образовательных школ театральным оборудованием, театры в школах живут. И этот театральный процесс очень нравится и детям, и педагогам.