Воспитательный потенциал дополнительного образования
Т. Е. Бодрова, директор
ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и
юношеского творчества», кандидат педагогических наук
Говоря о воспитательном потенциале дополнительного образования, нам необходимо обратиться к заседанию наблюдательного совета вновь созданного общероссийского движения детей и молодежи, прошедшего 1 сентября в Калининграде, где Президент России Владимир Владимирович Путин ориентировал его организаторов на использование лучших воспитательных программ — и тех, которые появились недавно, и тех, которые успешно прошли через поколения.
Для системы дополнительного образования — это также важная часть нашей образовательной, информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма школьников и студентов организаций среднего профессионального образования.
И сегодня особенно важно, чтобы в реализации каждой программы, каждого проекта лежали основные базовые ценности:
- преемственность поколений;
- знание истории страны и уважение к ней;
- высокая нравственность, сохранение экологии и культурных ценностей;
- приверженность к традиционным семейным ценностям;
- воспитание ответственности за судьбу страны.
Как мы знаем, на основании приказа Министерства Просвещения РФ с 1 сентября 2022 года в школах страны каждая новая неделя должна начинаться с подъема Государственного Флага Российской Федерации и исполнения Гимна.
В системе дополнительного образования каждое социально-значимое мероприятие, каждое соревнование спортивной, технической направленности также должно начинаться с трансляции или исполнения Гимна. И это очень важный аспект воспитания уважения и гордости к символам нашей страны, и мы — часть этой системной работы.
Сегодня, в условиях современной геополитической ситуации, самое серьезное внимание должно быть уделено работе по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, сохранению исторической правды.
Здесь, безусловно, важна методика традиционных социальных проектов гражданского образования «Гражданин» и участие в новых Всероссийских проектах: «Без срока давности», «Поделись своим знанием», «Новые горизонты», которые помогут донести до школьников правдивую информацию по вопросам общественно-политической жизни, научат анализировать информацию и критически мыслить.
Также для нас остается важным продолжение системной работы по развитию добровольчества, по военно-патриотическому воспитанию: развитию военно-патриотических клубов, Постов №1, музейной работы, движения «Юнармия».
И всегда важен практический результат этой работы, (такой, как сертификация лучших выпускников ВПО, когда по согласованию с Военным комиссариатом Самарской области, сертификат учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, в которых выпускник ВПО будет проходить военную службу по призыву. А самое главное, полученные знания и навыки очень пригождаются ребятам во время несения службы.
В последнее время к нам довольно часто приходят ребята – выпускники военно-патриотического клуба «Звездный десант», вернувшиеся с Донбасса. Приходят к своему педагогу и в наш Дворец, и это очень важный воспитательный эффект нашей работы.
Как мы помним на августовском Педагогическом совете Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров особо обратил внимание на заботу о семьях военнослужащих, защитниках и детях Донбасса. Мы, безусловно, работаем в этом направлении;
летом областными учреждениями дополнительного образования были организованы выезды в поселок Рощинский и проведены образовательно-досуговые программы для детей военнослужащих;
во всех территориях постоянно проводятся мероприятия для эвакуированных детей Донбасса. В рамках Всероссийской акции «Дети-детям» все территориальные команды РДШ сформировали посылки для отправки книг в подшефный город Самарской области на Донбассе – город Снежное.
И в продолжении текущей работы особое внимание необходимо проявлять к детям военнослужащих, особенно к семьям защитников Донбасса.
Сегодня для нас еще большее значение приобретает работа с детскими общественными объединениями по линии РДШ, конкурса «Большая перемена», по развитию самоуправления.
На августовском педсовете министр образования отметил, что по участию и результатам в конкурсе «Большая перемена» мы занимаем 9 и 7 место по стране. В сентябре проводится большая работа по реализации проекта «Орлята России» для школьников 1-4 классов.
Но, как Вы знаете, в структуре организации детского движения в стране наметились серьезные перемены.
В соответствии с ФЗ от 14.07.2022г. №261 создано Российское движение детей и молодежи, которое объединит в себе все детско-юношеские организации и конкурсные программы; РДШ как первый постсоветский заказ государства на воспитание, выполнило свою задачу и на праве полноценного члена войдет в состав нового движения.
Министерством Просвещения РФ во все регионы направлены методические рекомендации «Первые шаги Российского движения детей и молодежи». Они размещены на сайте РДШ, Модельного центра дополнительного образования ГБОУ ДО СО СДДЮТ. И это руководство к действию.
Мы подготовили проект Положения о Совете директоров образовательных организаций (руководителей структурных подразделений) дополнительного образования (с привлечением системы культуры и спорта). Предполагаем обсудить и принять его в дистанционном режиме, чтобы утвердить в Министерстве образования и науки Самарской области и начать работу. Новых интересных проектов и счастья нам и нашим детям!