Формирование гражданственности у школьников посредством организации социальных практик


Никитушкина Ирина Петровна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

 «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни».Джон Дьюи – американский философ и педагог

Сегодня время и общество требуют человека с активной гражданской позицией. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности этой позиции у подрастающего поколения. Социальная успешность определяется готовностью школьника осуществлять социальную практику, которая способствует приобретению опыта позитивной деятельности, развивает у школьников умение моделировать социально ценные стратегии своей жизнедеятельности.

Социальная практика в широком смысле – это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате делового общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах, самостоятельного поиска тех, кто нуждается в помощи и заботе. Мы понимаем этот термин как активные гражданские действия детей и подростков, которые являются и образовательными формами, и гражданскими акциями.

Социальная практика – это образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальных навыков и на получение опыта социального взаимодействия.

Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически. А практика – это деятельность. Это значит, что у подростка должны быть цели и мотивы деятельности. Должны быть самостоятельные действия. Таким образом, социальная практика – это педагогически управляемая деятельность учеников, то есть при организации практики мы должны точно понимать, на получение каких возможных результатов они направлены. Хочу поделиться опытом социальных практик на примере нашей школы.

Социальная практика в нашей школе существует в трёх вариантах:

1) Активная практика:

  • участие старшеклассников в школьном самоуправлении;
  • участие в социальных и исследовательских проектах, разработка творческих проектов, их защита;
  • разработка и проведение мероприятий в режиме коллективно-творческих дел.

2) Пассивная практика:

  • учебные социально-практические ситуации на уроках и факультативах;
  • встречи с интересными людьми, ветеранами, общественными деятелями;
  • проведение деловых игр.

3) Преобразовательная практика (волонтёрская деятельность):

  • помощь социально-незащищённым слоям населения;
  • общественно-полезные дела.

Для наших учеников привычными стали такие формы социальной практики, как участие в школьном самоуправлении, социальное проектирование, встречи с интересными людьми, общественно-полезные дела. Социальную активность учащиеся школы проявляют, принимая участие в различных акциях школьного и городского уровней. В школе всегда находятся проблемы, которые можно и нужно решать с привлечением учащихся, например, благоустройство территории школы и микрорайона, оформление Зала Боевой Славы в рекреации истории на базе материалов школьного музея, оформление информационных стендов, обсуждение эмблемы школы, текста гимна школы, видеоролика, сопровождающего гимн, организация конкурса «Лучший класс учебного года», участие в акции «Бессмертный полк», письмо-поздравление ветерану Великой Отечественной войны, «Твори добро». Наша школа тесно сотрудничает с социально-оздоровительным центром «Доблесть», организуя творческие вечера и встречи с ветеранами, пенсионерами, проходящими курс лечения и реабилитации в этом центре, а также школьники проводят экскурсии по городу для приезжих отдыхающих. До расформирования детского реабилитационного центра «Незабудка» ребята нашей школы постоянно проводили волонтёрскую деятельность для детей этого центра, организуя для них праздники, экскурсии, участие в мероприятиях различного уровня, помощь в подготовке домашнего задания. Налажены также контакты с Большетолкайским пансионатом для ветеранов труда, где ребята проводят спортивные мероприятия, шахматно-шашечные турниры, музыкальные вечера, рассказывают об интересных событиях в истории нашей страны и за рубежом. Не остались без внимания наших ребят и учителя — ветераны педагогического труда нашей школы, находящиеся на заслуженном отдыхе. Они частые гости в нашей школе на линейке, посвящённой Дню знаний, на празднике последнего звонка, на концертах в честь Дня учителя, 8 Марта, Нового года и т.д.

Ещё одна традиционная для нашей школы форма социальной практики для старшеклассников – проведение Дня дублёра в День Учителя. Потенциал этой формы социальной практики даёт возможность учащимся приобрести новый для них социальный опыт – опыт взаимодействия в новой ситуации, почувствовать ответственность, прочувствовать профессию учителя таким образом непреднамеренно осуществляется профессиональная ориентация.

Самым распространённым видом социальной практики является социальное проектирование, которое является также одним из эффективных способов развития гражданского общества. Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций. Способствует пониманию своего места в обществе. Именно эта технология позволяет увидеть школьникам проблемы в обществе и сыграть активную роль в их решении. Социальная практика помогает учащимся:

1) научиться видеть социальные проблемы незащищённых слоёв населения – пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, находить способы помощи им;

2) научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;

3) найти для себя различные способы выстраивания делового общения — научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать.

У нас в школе при оценке результата деятельности класса и отдельного ученика используется система оценивания – «портфель достижений» ученика («портфолио»), который «наполняется» в течение всего учебного года.

Таким образом, социальные практики, проводимые в разных формах, позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, забота о других людях, милосердие, доброта, социальная активность, организованность.

Принимая участие в социальных практиках, школьники имеют возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.

Используемая литература

  1. Журнал «Педагогическое обозрение». Октябрь 2015 № 9 (161). Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс. Стр. 2-20.
  2. Пермский Педагогический журнал. Август 2011 № 2. С.И. Казанцева Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик, стр. 134.
  3. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014.